Основные особенности внутреннего рынка труда. Достоинства и недостатки внутреннего рынка труда с точки зрения работников и работодателей

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой в рамках национальной экономики существуют два взаимосвязанных, взаимообусловленных и непрерывно взаимодействующих рынка труда внутренний и внешний. Развитие на микроуровне или на внутреннем рынке труда (внутри предприятия) - является одним из важнейших направлений формирования рыночных отношений.

Внутренний рынок труда - это рынок, функционирующий в рамках крупных предприятий (фирм, корпораций, концернов). Его можно назвать также внутрифирменным рынком труда. Формально собственный рынок труда может иметь любое предприятие, где есть профессиональный союз. Однако главная роль принадлежит все-таки крупным предприятиям и фирмам. Именно они выступают в качестве материальной, территориальной и организационной основы формирования и функционирования внутренних рынков труда. Очевидно, что «внутренний рынок» - это понятие собирательное, так как в действительности существует не один, а множество внутренних рынков.

Собственный внутренний рынок имеет каждое сравнительно крупное предприятие или фирма.

Внутренние рынки труда - это относительно обособленные рынки, замкнутые границами предприятий и фирм, в которых они функционируют. Общее для внутренних рынков труда - само содержание рынка труда как экономической категории, а именно, купля-продажа рабочей силы.

Внутренний рынок труда - это система социально-трудовых отношений, связанных рамками одного предприятия (организации), внутри которой назначение заработной платы работников и их размещение определяется административными правилами и процедурами.

Основными причинами возникновения и существования внутренних рынков труда следует считать:

  • - специальную квалификацию работников, профессиональную подготовку, которая связана с особенностями применения технологий и существующих рабочих мест;
  • - несовершенство информации о возможной производительности потенциального работника;
  • - обычаи и традиции, существующие на данном предприятии;
  • - неоднородность благ, обмениваемых на рынке труда;
  • - экономию на издержках на труд, связанных с обучением и переподготовкой работников;
  • - экономию на издержках на рынке труда.

Внутренний рынок труда нацелен на:

  • - подготовку работников по профессиям и работам, специфическим для конкретной фирмы;
  • - движение кадров внутри предприятия либо по горизонтали, либо по вертикали;
  • - ограничение профессиональной мобильности и текучести кадров, что позволяет предпринимателям ориентироваться на более длительный период проф. подготовки и повышения квалификации работников, вкладывая значительные средства в «системы непрерывного образования»;
  • - регулирование производственных отношений, сосредоточенных на гарантиях занятости и стимулирования длительного стажа работы на предприятии: классификация работ основана на взаимосвязи рабочих мест, стажа работы на предприятии и повышения профессионально-квалификационного уровня работников.

Внутренние рынки труда различных предприятий изолированы друг от друга, но вместе с тем характеризуются общими особенностями:

  • 1) внутренний рынок труда имеет иерархическую структуру, в которой можно выделить ряд уровней;
  • 2) работник, как правило, сначала попадает на один из нижних уровней внутреннего рынка труда, а затем продвигается на более высокие уровни;
  • 3) находящиеся на внутреннем рынке труда работники в значительной степени защищены от колебаний заработной платы и угрозы безработицы.

Специфика внутреннего рынка труда также определяется тем, что существует:

  • - относительная независимость ставки заработной платы работников от соотношения спроса и предложения на внешнем рынке труда;
  • - относительная независимость работников от внешней конкуренции;
  • - сравнительно малое число агентов на рынке;
  • - большая значимость административных методов регулирования;
  • - положительная зависимость между заработной платой и временем работы на предприятии как выражение системы оплаты труда в соответствии с возрастом и положением работника;
  • - быстрое перемещение работников с малыми издержками;
  • - установление долгосрочных взаимоотношений между работодателем и работником.

Основными функциями внутреннего рынка труда являются:

  • - обеспечение оптимального соотношения между объемами производства и количеством занятых;
  • - обеспечение эффективности занятости внутри предприятия;
  • - обеспечение дифференцированной социальной защиты в зависимости от качества человеческого капитала и его значимости для данного предприятия;
  • - организация социальной подготовки и развитие навыков;
  • - формирование уникального для данного предприятия человеческого капитала;
  • - поддержание социальной стабильности в коллективе.

Образование - один из важнейших факторов повышения качества рабочей силы и качества человеческого потенциала страны.

Под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.

Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знаний всех тех духовных богатств, которые накопило человечество, в результате общественноисторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, технике и искусстве, а также в трудовых навыках и умений.

Рост уровня образования населения служит базой для развития экономики любой страны. Ускоренный рост образования представляет собой устойчивою, стержневую закономерность экономического и социального развития, опирающегося на научно-технический прогресс, на инновационный тип экономического роста. Расходы на образование в долговременном плане растут во всех развитых странах быстрее, чем ВВП. При этом уровень развития системы образования является не следствием, а причиной экономических успехов страны.

Отсюда следует, что образование и экономика - это две стороны одной медали: образование создает экономику, экономика развивает образование. Как следствие, формируются связи рынка образовательных услуг со смежными рынками.

В Законе Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. 03.12.2011) «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» .

По своей социально-экономической природе образование является товаром общественным и наряду с наукой, культурой и здравоохранением относится к смешанному сектору народного хозяйства. Оно оказывает положительное воздействие на социально-экономические процессы в общесгве: содействует повышению общей эффективности трудовых ресурсов, росту их конкурентоспособности.

На рынке образования товаром выступает образовательная услуга. Прежде чем дать определение термину образовательная услуга кратко обозначим сущности понятий услуга и образование.

По определению Ф. Котлера услуга - это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара, такие как:

  • неосязаемость;
  • неотделимость от источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя;
  • непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания;
  • несохраняемость. - Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.

В настоящее время не прекращаются дискуссии о сущности образовательной услуги.

В сегодняшних экономических условиях невозможно дать однозначного определения понятия образовательной услуги. Анализ отечественной литературы и периодики показал, что единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. А обобщенное определение представляется в следующей интерпретации: образовательная услуга - это экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, то есть это - продукт, которым можно располагать для этих целей.

Под образовательной услугой также понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.

Образовательная услуга - это совокупность труда преподавателей, направленная на повышение знаний, умений, навыков у конечного потребителя/

Образовательная услуга - это процесс передачи интеллектуального продукта, путем использования инновационных подходов, с целью формирования определенного уровня профессиональной компетентности человеческого капитала общества.

Интересна позиция Скрипака Е.И., который считает, что «экономическая категория «образовательные услуги», которая включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмой, государством) подменяется более узким понятием «платные образовательные услуги». Это положение он объясняет спецификой современных российских условий: отсутствие сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал, механизмов реализации экономической ответственности за его формирование и накопление, сокращение бюджетных расходов на образование без пересмотра социальных обязательств государства, отсутствие полноценного финансового рынка и механизмов кредитования и т.д.

Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов." Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей^ могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения.

Можно заключить, что образовательная программа - это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

В этой связи А. Панкрухин выделяет ряд особенностей образовательных услуг как таковых:

  • Они не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря «на слово». Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
  • Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: сам этот товар исчезает, поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается». В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, и спрос. Образовательная услуга неотделима от ее потребителей. Итоговый результат обучения зависит не только от педагога, но и от самого обучаемого. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления, происходит одновременно с началом их оказания.
  • Услуги непостоянны но качеству. Эго связано, прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей, а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство образовательной услуги имеет еще одну причину - изменчивость «исходного материала» - обучающегося.
  • Услуги несохраняемы. Для образовательных услуг свойство несо- храняемости носит дуалистический характер. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у образовательных услуг эта черта выглядит смягченной, т.к. по крайней мере учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для них действует другая сторона несохраняемости - естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный upoipecc также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды.
  • Образовательная услуга стационарна. В основе своей она привязана к месту расположения образовательного учреждения и довольно редко выходит за его стены.

Проведем анализ отличительных черт образовательных услуг:

1. Специфика образовательных услуг заключается в том, что, по мнению многих исследователей, они относятся к категории общественных благ (товаров). Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство. Но все же большинство специалистов относят данные услуги к категории квазиобщественное благо (товары или услуги, которые, строго говоря, по своей природе и назначению не относятся к общественным, но обеспечивают такие большие выгоды перелива капитала, что правительство поощряет их производство с целью не допустить возникновения дефицита финансовых ресурсов.). Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса. Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам.

Другими словами, структура продукции современной образовательной системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные но объему части:

  • общественный товар, предоставляемый основной частью образовательных учреждений;
  • необщественный, индивидуально ориентированный то- вар/услуги, существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ «Об образовании». 3
  • 2. Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.
  • 3. Еще один отличительный признак образовательных услуг - многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Но, с другой стороны, его интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.
  • 4. Особенность образовательных услуг проявляется и в том, что они оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации.

А. Панкрухин в своих работах главной особенностью оказания образовательных услуг называет сотворчество преподавателя и слушателя. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то, что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг.

Кроме того, отметим еще ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

  • сезонность;
  • высокая стоимость;
  • относительная длительность оказания;
  • отсроченность выявления результативности;
  • необходимость дальнейшего сопровождения услуг;
  • зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся;
  • необходимость лицензирования (п. 2 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам»;"
  • конкурсный характер (этот признак в основном проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);
  • относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи груда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и предприятий, образовательные фонды, ассоциации, специализированные образовательные центры и др. 3

Особенность рынка образовательных услуг заключается также в значительном влиянии на него государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

  • создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;
  • финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;
  • применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, а гак же и образования в целом;
  • лицензирование и аттестация образовательных учреждений, мониторинг качества услуг;
  • информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что и сам рынок образовательных услуг имеет ряд особенностей, и не только в связи с уникальностью выносимого товара - образовательной услуги.

В нашей исследовании понятие «рынок образовательных услуг» будет рассматриваться как рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями.

В Законе РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. 03.12.2011) «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Данное определение дает более детальную оценку, но не полную.

По своей социально-экономической природе образование является товаром общественным и наряду с наукой, культурой и здравоохранением относится к смешанному сектору народного хозяйства. Оно оказывает положительное воздействие на социально- экономические процессы в обществе: содействует повышению общей эффективности трудовых ресурсов страны, возрастанию их конкурентоспособности. В настоящее время не прекращаются дискуссии о сущности образовательной услуги.

Как правильно отмечают С.А. Карташов и Ю.Г. Одегов, рыночные отношения в системе образования весьма специфичны. Их объектом является образовательный товар. К субъектам экономических отношений на рынке образовательных услуг относятся их производители, потребители и посредники.

Производителями образовательных услуг выступают физические или юридические лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Для производителя образовательной услуги основополагающими характеристиками потребителя-клиента, как известно, являются возраст и уровень базового образования. Следует отметить, что отсутствие лицензии не означает, что таких производителей нет вообще или они отсутствуют (например, частное репетиторство).

Потребитель-покупатель - это субъект, принимающий решение о покупке и производящий оплату образовательной услуги ее производителю. При этом индивид на рынке труда формирует предложение, а в сфере профессионального образования - спрос.

Посредниками на рынке образовательных услуг выступают физические и юридические лица, берущие на себя, частично или полностью, маркетинговые функции по формированию спроса на те или иные образовательные услуги, предлагаемые производителями. Государство не только является неотъемлимым участником отношений на рынке образовательных услуг как регулирующий и контролирующий орган, но и как заинтересованная сторона - заказчик и потребитель.

Таким образом, в качестве субъектов выступают:

  • во-первых, учебные заведения (производители образовательных товаров);
  • во-вторых, индивиды (непосредственные потребители образовательных товаров), которые получают знания с целью успешной реализации их трудовой деятельности;
  • в-третьих, государство, предприятия, службы занятости и т.д., которые выступают в качестве посредников и одновременно в качестве субъектов, предъявляющих спрос на образовательные услуги.

Автор солидарен с С.А.Карташовым и Ю.Г. Одеговым в том, что модель рынка образования имеет характер несовершенной (монополистической) конкуренции, которая проистекает из стратегии дифференциации образовательного товара, основанной на внешнем конкурентном преимуществе, которое, в свою очередь, должно базироваться на взаимодействии рынков груда и образования, которое при совпадении интересов потребителей образовательных товаров и работодателей, позволит определить уровень требований к производителю этих товаров."

Рис. 3.1.

За сравнительно небольшой исторический период в России можно наблюдать смену нескольких моделей взаимодействия рынка груда и системы подготовки кадров.

Советская модель. Государственное планирование объемов и качества профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства на государственном уровне по отраслевому принципу. Институт базовых предприятий для учреждений начального профессионального образования.

Профессиональное образование в СССР формировалось в условиях централизации государственной власти, и все виды учебных заведений имели статус государственных. Свои функции государство осуществляло через жесткую систему планирования: оно делало системе образования плановый заказ на выпуск кадров определенных профессий и в определенных количествах.

Государственное распределение являлось связующим звеном между структурами реального сектора экономики и сферы образования, которое во многом определяло содержание образовательных программ.

Современная модель переходного периода (кризисная модель). Регулирование ситуации на рынке труда в основном через органы

ФГСЗН. Ориентация системы подготовки кадров на платежеспособный спрос населения в условиях недостаточного финансирования, развитие платных форм обучения.

  • Модель взаимодействия рынка груда и региональной системы профессионального образования, основанная на программно-целевых методах управления.
  • Модель взаимодействия на основе целевой контрактной подготовки (в том числе - в режиме образовательных кредитов и образовательных «ваучеров»).
  • Модель регулирования через прогнозирование кадровых потребностей на уровне субъектов РФ. Прогнозирование кадровых потребностей в разрезе профессий и специальностей. Бюджетное обеспечение подготовки по востребованным специальностям. Стимулирование связей образовательных учреждений с (потенциальными) работодателями за счет анализа сегмента рынка конкретного учебного заведения.

Органами исполнительной государственной власти всех уровней предпринимались определенные попытки регулирования спроса и предложения на рынке рабочей силы. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.08.2002 №606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» в федеральном центре начали разрабатываться прогнозы специалистов с высшим образованием. В первые два года они складывались из прогнозных оценок кадровых потребностей, которые федеральные органы запрашивали из субъектов РФ и в дальнейшем их обобщали. Однако уровень обоснованности и степень реалистичности этих прогнозов, очевидно, не были высокими, потому что подавляющее число регионов, не имея инструментария разработки среднесрочных кадровых прогнозов и подготовленных специалистов, в свою очередь, запрашивали прогнозные оценки в самих вузах, расположенных в регионах. Таким образом, реализовалась и до сих нор реализуется (за редким исключением) практика формирования планов приема самими производителями услуг. НИИ высшего образования Минобрнауки РФ, накопивший в предыдущие годы опыт формирования инерционных экстраполяционных прогнозов кадровых потребностей в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием, разрабатывал прогнозы но принципу «от достигнутого». Таким образом, из года в год наращивался прием в высшие учебные заведения, что привело сегодня к ярко выраженному дисбалансу кадров в разрезе профессий/специальностей и уровней квалификации.

Глобальные процессы иереетройки экономики, происходящие в России в последние 20 лет, внесли свои коррективы в сгруктурные изменения рынка образовательных услуг. Структура подготовки выпускников в высших учебных заведениях стала все меньше соответствовать структуре потребностей рынка труда, что приводит к неэффективному использованию трудового потенциала. В данной ситуации акценты в подготовке смещаются с показателей доступности образования на показатели его качества и равенства доступа к качественному образованию.

Российское правительство в полной мере осознает эти проблемы, за исключением, быть может вопросов межрегиональной дифференциации качества образования. В разработанных и утвержденных правительством РФ и Министерством образования и науки РФ документах запланированы масштабные шаги, которые предполагаются, кардинально изменят ситуацию уже к 2020 году.

Сегодня в направлении выравнивания доступа к качественному образованию наметились определенные позитивные сдвиги, хотя и не но всем показателям. Вместе с тем качество образования демонстрирует негативную динамику. В этих условиях актуальными остаются проблемы выравнивания качества общего среднего образования от современных тенденций, соответствие содержания и качества профессионального образования но запросу рынка груда и современной экономики.

В докладах МОТ везде отмечается, что в РФ уровень занятости молодежи невысок. Хотя мониторинг обращений выпускников учебных заведений всех уровней - начального, среднего и высшего - в систему Государственной службы занятости по вопросам трудоустройства за 2009-10- 11 и 2012 год показывает тенденцию к снижению этих обращений.

По данным Гос груда на учете в службе занятости по состоянию на 1.12.2012 г. состоит 117 тыс. выпускников профессионального обучения этого года и 35% среди них - это выпускники высших учебных заведений. В УР этот показатель составляет 54%. Вот показатель работы, которые готовят не тех специалистов, которые востребованы на рынке груда.

В настоящее время существует избыточность подготовки специалистов по группам специальностей «Гуманитарные науки», «Экономика и управление». Согласно прогнозу Минобрнауки России, избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в 2015 году (в 1,6 раза) будет происходить за счет именно этих групп специальностей.

К 2015 г. особо остро будет наблюдаться дефицит кадров со средним профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей: «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Сфера обслуживания», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника и биотехнологии», «Строительство и архитектура».

Для решения проблемы дисбаланса между рынком образования и рынком труда разрабатывается Республиканская целевая программа «Развитие начального и среднего профессионального образования в УР на 2015-2019 годы «Рабочая смена»». Основные цели, задачи и ожидаемые результаты решения проблемы посредствам реализации данной целевой программы представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Республиканская целевая программа «Развитие начального и среднего профессионального образования УР на 2015-2019 гг. «Рабочая сила»»

Характеристика проблемы решаемой посредством реализации республиканской целевой программы

Предполагаемые цели и задачи программы

Ожидаемые результаты решения проблемы посредством реализации программы

  • - дисбаланс между рынком образования и рынком труда;
  • - недостаточное обеспечение квалифицированными кадрами в связи с сокращением контингента учащихся в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования;
  • - низкий престиж рабочих профессий у молодежи;
  • - слабая связь профессионального образования с рынком труда.

Цель: сохранение дос- тупности начального, среднего профессионального образования. Задачи:

формирование системы социального партнерства и государственнообщественного управления в подготовке рабочих кадров и специалистов; развитие системы непрерывного образования;

совершенствование структуры и содержания начального, среднего проф. образования в соответствии с требованиями рынка труда; и др.

S рост доли выпускников ГОУ НПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска с 66% до 75%;

S рост доли выпускников ГОУ СПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска с 74% до 80%;

S увеличение коэффициента соответствия структуры приема в ГОУ НПО прогнозным потребностям региональной экономики с 80% до 100%;

S рост доли выпускников ГОУ НПО с повышенным разрядом с 51% до 60%;

S увеличение доли выпускников ГОУ НПО, получивших 2 и более профессии с 75% до 85%;

S увеличение доли автономных образовательных учреждений НПО и СПО с 30% до 50%;

S рост доли государственных учреждений, реализующих программы трех уровней: среднее полное общее образование; НПО и СПО с 605 до 80%;

S рост доли лиц, обучающихся в ГОУ НПО за счет средств работодателей с 46% до 50%;

S увеличение доли лиц, обучающихся в ГОУ СПО за счет средств работодателей с 6% до 20%.

Совершенствование образования может осуществляться путем воздействия на различные процессы и факторы, участвующие в функционировании образовательной системы. Это могут быть экономические, политические и управленческие рычаги. Научному анализу поддаются в первую очередь именно управленческие решения, принятие которых может опираться на теорию современного менеджмента. Наиболее важны при этом объективные сведения о качестве получаемого образования как в отношении того, кто предоставляет образовательные услуги (вуз или преподаватель), гак и субъекта.

Для снижения межрегиональной дифференциации в качестве образования, необходимы в частности, изменения в бюджетном законодательстве, которые позволили бы осуществлять целевую финансовую поддержку региональных и муниципальных образовательных систем из федерального бюджета.

По всей вероятности Гоструду совместно с Министерством образования, и с участием других структур на уровне субъектов надо пересмотреть тематику и направления профессиональной ориентации молодежи с точки зрения выбора его профессии и профессионального становления в будущем. В 1996-1999 гг. Москва была инициатором создания профориентационных центров. Хотя в ряде регионов сегодня воссоздаются специальные центры профориентационной подготовки.

Проведенный автором анализ выявил наличие у учащихся школ потребность в профессиональной консультации со стороны специалистов службы занятости. Так 46% всех выпускников школ УР в 2012 ответили, что получили консультацию по профессиональной ориентации в службе занятости, причем 66% считают, что эта услуга просто небходима, 52% из всех опрошенных ответили, что планируют свою профессиональную карьеру в Удмуртской Республике, 26% не определились, 22% планируют свою профессиональную карьеру за пределами региона.

Полученные данные свидетельствуют о прямой зависимости между профориентационной работой, проводимой специалистами центров занятости, и профессиональными намерениями выпускников школ.

Конечно профориентационную работу не следует вести только со старшеклассниками. На наш взгляд, профориентация должна охватывать все периоды развития ребенка в школе, стать такой же полноправной дисциплиной в образовательном процессе, как математика, литература, химия.

Кроме того в «анкету выпускника» кроме вопроса: получали ли Вы консультацию по профессиональной ориентации профконсультанга службы занятости? Необходимо включить вопрос: связываете ли Вы свою профессиональную карьеру с УР?

Таким образом снизить риски профессионального самоопределения можно только посредством целенаправленной, системной ироф- консультационной работы с учащимися и повышением роли службы занятости в осуществлении превентивного формирования предложения рабочей силы для рынка труда.

В условиях сложившей в УР ситуации необходимо говорить об упорядочении процессов подготовки и трудоустройства кадров. Сегодня во всех регионах России наблюдается рост числа учебных заведений, это является ответом рынка образовательных услуг на возросший спрос получения образования.

Спрос был вызван, прежде всего, экономико-социальными причинами. Российская образовательная система долгие годы готовила специалистов, не учитывая конъюктуру рынка труда. Поэтому основной сегодняшней задачей является подготовка востребованных широкопрофильных специалистов. В этой связи необходимо отметить роль региональных образовательных программ, поскольку именно они должны заниматься подготовкой специалистов с учетом конкретных особенностей региона.

В 2002-2003 гг. Минтрудом России на уровне Российской Федерации была предпринята попытка выработки комплексного механизма взаимодействия всех заинтересованных сторон рыночных отношений в целях создания условий для своевременного обеспечения хозяйствующих субъектов кадрами соответствующего профиля и уровня квалификации, повышения уровня социально-полезной отдачи системы профессионального образования. Предлагаемый механизм включал в себя перечень конкретных мероприятий по совершенствованию взаимодействия для трех уровней:

  • уровень хозяйствующего субъекта;
  • уровень субъекта РФ;
  • федеральный уровень.

Этот комплекс программных мероприятий, предложенный Управлением профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Минтруда РФ, был рассмотрен на одном из заседаний Коллегии Минтруда России в первом квартале 2003 г. «О мерах по совершенствованию механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом удовлетворения спроса организаций на квалифицированную рабочую силу в профессионально- квалификационном разрезе». В решение Коллегии вошло предложение о таком способе институциализации механизма взаимодействия рынка труда и профессионального образования, как Координационный комитет содействия занятости населения (на двух уровнях: Федерации и субъектов РФ) со следующими функциями:

  • согласования программ подготовки кадров организаций;
  • разработки прогнозов потребностей в кадрах организаций на среднесрочную перспективу;
  • подготовки предложений по оптимизации структуры профессиональных образовательных учреждений различных типов (на региональном и федеральном уровнях);
  • согласования программ профессиональной ориентации молодежи.

Однако указанная программа действий, инициированная Минтрудом РФ, не была реализована, поскольку в структуре Правительства России с 2003 г. отсутствовал орган по труду (отдельные функции этого ведомства были переданы в Министерство здравоохранения и социального развития). Таким образом, можно констатировать, что уровень институциализации (а значит, устойчивости и эффективности) механизма организации взаимодействия рынков труда и профобразования в современной России существенно снизился.

Его снижение способствовало также закрытие федеральных Центров профориентации молодежи и взрослого населения Минтруда России.

В проекте Европейского фонда образования «Реформы профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России» одной из задач (успешно реализованных в ходе проекта) выступало привлечение работодателей секторов туризма, деревообработки и гостиничного хозяйства к разработке профессиональных стандартов по соответствующим профессиям и специальностям, обновление содержания обучения с учетом выявленных требований работодателей к качеству профессиональной подготовки. В ходе реализации проекта было показано, что для организации устойчивого взаимодействия рынка труда и образования «...нужны более конкретные организационные формы, чем просто «круглые столы»». Одним из результатов проекта стало создание институализированных структур - Консультативных советов, миссия которых была определена как «...согласование интересов всех сторон экономической жизни, прежде всего, работодателей, как субъектов формирования спроса на рабочую силу, и образовательных учреждений, как стороны, удовлетворяющей этот спрос».

Сегодня основными положениями Региональных программ развития образования является реализация Национальной доктрины образования в рамках компетенции органов местного самоуправления, включающая в себя:

  • реализацию законных прав жителей города и региона на все виды образования;
  • усовершенствование системы непрерывного образования «колледж-вуз»;
  • преодоление структурных диспропорций в сфере среднего профессионального и высшего образования;
  • создание единого региональной системы мониторинга состояния образования.

Суть этих и других мероприятий образовательной программы сводится лишь к одному - подготовке кадров для промышленности региона, призванных развивать экономику страны. Реализовываться эта программа должна с учетом ментальности каждого региона и поставленных перед ним планов развития.

Одна из главных целей, к которой должен стремиться в своем социально-экономическом развитии любой регион, находящийся в рыночных условиях, - это достижение положительного финансового сальдо с внешней средой.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить следующие отличительные черты российской модели взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования:

  • низкий уровень институализации рынка труда и системы профессионального образования;
  • наличие в образовательных программах дисциплин непрофильного характера, что, с одной стороны, сокращает время учащихся на практические занятия, но с другой стороны, в будущем дает больше возможностей для переобучения;
  • активная разработка и реализация программ, способствующих эффективному взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг (программно-целевые методы, проектные методы и др.);
  • наличие большого количества центров профессионального образования;
  • высокий уровень межотраслевой миграции.

На рис. 3.2 и приложении представлено видение автором проблемы сотрудничества службы занятости с образовательными учреждениями в регионе.

Волкова, М.М., Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг - Маркетинг / М.М. Волкова // - 2009. - № 6.

  • Скрипак Е.И. «К вопросу о понятии «образовательная услуга»», интернет-сайт
  • Кемеровского государственного университета www.history.kemsu.ruВолкова, М.М., Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг - Маркетинг / М.М. Волкова // - 2009. - № 6.
  • Там же.
  • Рынок труда представляет собой экономическую среду, в которой происходит взаимодействие между продавцом рабочей силы (соискателем) и покупателем рабочей силы (нанимателем). В нем различают внешний рынок труда и внутренний, профессиональный и международный.

    Рынок труда выполняет две функции – экономическую (рациональное вовлечение, распределение, регулирование и использование труда) и социальную (обеспечение достойного уровня дохода и воспроизводства трудовых способностей населения).

    1. Внутренний рынок труда – это перемещение сотрудника с одного места работы (должности) на другое, в пределах одной компании. Такие перемещения бывают горизонтальными (перевод без повышения должности и квалификации) и вертикальными (переход с повышением должности или квалификации).

    Этот рынок рассчитан на специалистов, работающих в одной компании, подстроившихся под ее условия и особенности.

    1. Внешний – это сфера взаимодействия между продавцом и покупателем рабочей силы в рамках отрасли, региона или страны.

    На этом рынке происходит распределение специалистов по сферам деятельности, а также осуществляется движение между предприятиями. Соискатели, находящиеся на внешнем рынке труда, должны иметь такие профессию или специальность, которые будут востребованы на многих предприятиях.

    Внешний рынок в большей степени существует за счет текучести кадров, то есть за счет свободного перемещения сотрудников с одного рабочего места на другое в пределах области, региона или страны.

    Что такое внешний рынок труда с точки зрения экономики? Это рынок, регулирующий производственные отношения, базирующийся на четкой квалификации работ, сохраняющий мобильность профессиональных кадров.

    Каждый соискатель должен иметь документ (диплом или сертификат), подтверждающий наличие законченной профессиональной подготовки.

    1. Профессиональный рынок труда включает работников, которые имеют узконаправленную спецификацию. Данный вид рынка преобладает в сфере:
    • услуг, которые носят кратковременный характер}
    • адаптации массовых товаров под индивидуальные требования}
    • предоставления услуг (производства товара) по специальным заказам}
    • создания альтернативных видов товаров.
    1. Международный рынок труда – здесь происходит взаимодействие продавца и покупателя рабочей силы на международном уровне. На этом рынке движение рабочей силы происходит между предприятиями разных стран.

    Предпосылки формирования внешнего рынка труда

    На внешнем рынке труда имеются: совершенная служба информирования о новых вакансиях и предложениях} развитая система посреднических услуг} условия для мобильности трудовых ресурсов.

    К предпосылкам формирования внешнего рынка можно отнести:

    • возможность использования современной техники и технологий}
    • быстрое освоение работы на конкретном рабочем месте в конкретном коллективе}
    • развитие систем обучения за пределами организации}
    • небольшие затраты при отборе кандидатов}
    • проверенные и качественные методы отбора кандидатов}
    • незначительные расходы для сотрудника при перемене места работы.
    1. ориентация специалиста на карьеру между предприятиями}
    2. заработная плата, зависящая от конъюнктуры рынка и личностных качеств сотрудника}
    3. краткосрочность отношений между нанимателем и сотрудником}
    4. возможность заполнения свободных рабочих мест работниками, имеющими необходимые навыки и квалификации из других предприятий}
    5. внутрифирменная система обучения, переобучения кадров, а также повышение квалификационного разряда носит независимый характер.

    К характеристикам взаимосвязи внешнего рынка можно отнести:

    • универсальность квалификаций}
    • высокую конкурентоспособность}
    • профессиональную подготовку за пределами организации}
    • заработную плату, которая определяется личностными качествами и объемами работ}
    • высокую конкуренцию по условиям труда между разными организациями}
    • возможность изменить профессиональную подготовку, если изменяется спрос}
    • стимулирование роста профессионализма}
    • низкую гарантию занятости}
    • ориентирование на карьерный рост в разных организациях}
    • возможность быстрого карьерного роста}
    • небольшую внутреннюю конкуренцию}
    • большой процент добровольных увольнений.

    Производственные отношения

    На внешнем рынке труда существуют следующие системы производственных отношений:

    • У работников имеется законченная профессиональная подготовка, наличие которой подтверждает диплом или сертификат.
    • Основная форма профессиональной подготовки – система ученичества.
    • Перемещение сотрудников происходит между компаниями и организациями, если имеются профессии, которые востребованы в разных местах.
    • Мобильность рабочей силы между фирмами и предприятиями в силу наличия у работников профессий, которые могут использоваться разными фирмами (организациями).
    • Сохранность профессиональной мобильности кадров осуществляется регулированием производственных отношений, основываясь на четкой классификации работы.
    • Профсоюзные комитеты делятся на отраслевые и профессиональные.

    Взаимодействие внешнего и внутреннего рынков труда

    Взаимодействие внутреннего и внешнего рынков отражает процесс изменения организационных форм и трудовых отношений, которые подстраиваются под требование гибкости организаций к внешним факторам.

    Существующая система этих отношений зародилась еще в советские времена и с течением времени преобразовалась в совершенно новый механизм. Старая система отличалась высокой монополизацией организаций} гибкими ограничениями бюджета} большим разнообразием поощрения работников неденежными формами вознаграждения} небольшим процентом текучести кадров} внутрифирменным инвестированием в формирование трудовых ресурсов и т.д. Все это послужило формированию локальных внутренних рынков труда, которые характеризовались привязкой к себе рабочей силы.

    Из-за ужесточения бюджетных ограничений организации оптимизировали свои затраты и повысили уровень гибкости. На основе этого, через некоторое время, произошли изменения во взаимодействии внешних и внутренних рынков труда. Так внутренним рынкам стала характерна открытость. В свою очередь, это повлияло на снижение объема инвестиций, увеличение масштабов нестандартной занятости, повышение мобильности работников и т.п.

    Предпосылками к соединению экономических преимуществ крупных предприятий с малыми структурами стали развивающиеся информационные технологии и усиленные процессы децентрализации. В стремлении к повышению своей гибкости и адаптации за счет изменений организационных форм, возможности использования современных форм контрактных взаимоотношений с сотрудниками, российские организации стали снижать транзакционные затраты.

    Так российский рынок подвергся изменениям, характерным мировой экономике:

    • организационные формы подверглись разукрупнению}
    • сектор стабильной занятости сузился}
    • расширился сектор временной и нестабильной занятости.

    Государственное регулирование

    К государственному регулированию внешнего рынка труда относятся действия, которые оказывают влияние на этот рынок. К таким действиям можно отнести экономические, административные, организационные, законодательные и другие меры.

    К целям государственного регулирования относятся:

    • быстрое вовлечение нетрудоустроенного населения в процесс трудовой деятельности}
    • предоставление рабочих мест каждому, кто желает трудоустроиться}
    • стимуляция структурной перестройки}
    • ускорение процессов перераспределения освободившихся сотрудников.

    Для осуществления этих целей государство осуществляет социальную поддержку нетрудоустроенного населения, развивает гибкость рынка труда, занимается подготовкой и переподготовкой кадрового резерва.

    В современной экономике рынок труда подвергается влиянию некоторых факторов:

    • Фактор, который действует на спрос рабочей силы, включающий экономическую конъюнктуру рынка и научно-технический прогресс. Быстрое развитие научно-технического прогресса может привести к разрастанию безработицы. Это касается, в частности, низкоквалифицированных сотрудников.
    • Фактор, который воздействует на предложение рабочей силы, включающий демографический процесс, мотивацию личностных потребностей, миграционный процесс, трудовые экономические особенности.
    • Фактор, который влияет на функциональность и формирование рынков труда, включая модернизацию инфраструктуры рынка (возможность создавать новые рабочие места) и государственные мероприятия, направленные на регулирование рынка.

    На российском рынке труда уровень цены на рабочую силу очень низок. Во многих регионах заработная плата очень мала и имеет постоянный отрыв от реальной стоимости. Такие различия связаны с общеэкономическим состоянием регионов и спецификой организаций, а также климатическими и иными факторами. Внешний рынок труда не имеет достаточного баланса из-за своего избыточного объема, с одной стороны, и перераспределения кадров на организациях, аккумуляции лишнего количества сотрудников, повышенного спроса на сотрудников (приводящего к дефициту труда) – с другой.

    Рынок труда - явление многообразное, имеющие различные аспекты. Различают модели или типы рынков труда, его виды и разновидности, а также сегменты. Важно понять, что под этим подразумевается. Имеются общие для любых рыночных условий характеристики рынков труда, но каждый региональный или национальный рынок труда имеет и свои особенности.

    Среди типов выделяют внешний, или профессиональный, рынок труда и внутренний - внутрифирменный рынок. Среди разновидностей выделяются открытый и скрытый рынок труда. Каждый из рынков подразделяются на части, называемые сегментами.

    При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

    Внешний - профессиональный рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих услуги труда было наличие профессий и специальностей, в которых нуждаются многие предприятия.

    Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме.

    На самих предприятиях профессиональная подготовка проходит в виде ученичества, когда часть затрат на обучение вдет за счет самих учеников, которым устанавливают низкие ставки заработной платы. На внешнем рынке действуют отраслевые профсоюзы, объединяющие работников отдельных отраслей. Имеются и профсоюзы, объединяющие работников по профессиям.

    Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия .

    Внутренний рынок труда -- рынок труда с ориентацией на внутрифирменное профессиональное движение работников. Подготовка кадров, формирование структуры по профессиям и квалификации происходит внутри организации в соответствии со структурой рабочих мест, перспективой развития организации.

    Внутренний рынок труда на предприятии имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что отношение «спрос - предложение» реализуется внутри коллектива, т.е. из числа уже нанятых и, естественно, занятых работников, причем претенденты на новое рабочее место (как и вообще на любое вакантное) могут быть из числа высвобождаемых работников с других участков производства, а также из числа продолжающих работать, но изъявивших желание сменить свое рабочее место по собственной инициативе.

    Перераспределение рабочей силы внутри предприятия (смена рабочего места, профессии, квалификации), называемое внутризаводским движением рабочей силы, способствует, с одной стороны, удовлетворению потребностей предприятия в рабочей силе определенного качества, а с другой - реализации личных устремлений работника. Путем такого перераспределения достигается закрепление работника на предприятии. Кроме того, в условиях конкурсного отбора больше уверенности, что рабочее место займет действительно достойный по своим профессиональным качествам работник. Конечно, при этом следует учитывать, что заполнение вакантных мест собственными работниками предприятия, не намеченными к высвобождению, требует соответствующих затрат, связанных с переподготовкой и адаптацией человека на новом рабочем месте.

    Таким образом, внутренний рынок труда на предприятии представляет собой поле столкновения стратегий работодателей (администрации) и работников предприятия, отстаивающих свои интересы. Для рынка труда этого вида характерны и спрос на рабочую силу, и предложение, исходящее от собственных работников. Здесь складывается свой уровень заработной платы для различных категорий работников в зависимости от их нужности и полезности для предприятия, происходит регулирование соотношения спроса и предложения. При снижении спроса может иметь место вариант неполной занятости работника по инициативе администрации, что с позиций общества (или федерального рынка труда) рассматривается как скрытая безработица .

    Западные экономисты на основании применяемой фирмами стратегии гибкой занятости выделяют во внутризаводском (внутрифирменном) рынке труда две составные части: первичный и вторичный рынок.

    К первичному рынку труда относятся рабочие места, обеспечивающие работнику высокую заработную плату, хорошие условия труда, стабильную занятость, шансы на продвижение и т.д. и предназначенные для так называемого «ядра» рабочей силы предприятия, как наиболее квалифицированной, ценной и нужной ему.

    Вторичный же рынок формирует рабочие места с низкой заработной платой и соответствующими льготами, плохими условиями труда, с более высокой текучестью, с меньшими шансами на продвижение. Участники вторичного рынка труда -- это, как правило, менее значимые для предприятия работники или работники таких профессий, которые в избытке имеет территориальный рынок труда.

    Перемещение рабочей силы между первичным и вторичным рынком предприятие осуществляет с учетом результатов труда претендентов, их отношения к труду и своему предприятию и обязательно через профессиональное образование или повышение квалификации.

    Практически внешний и внутренний рынки труда тесно взаимосвязаны, а их деление носит условный характер. Но на конкретных национальных рынках труда можно определенно видеть, какой из рынков -- внешний или внутренний там преобладает. Так, пример Японии показывает, что там действует хорошо организованный внутренний рынок труда, а опыт США говорит о преобладании там внешнего рынка труда.

    Сравнительно новым проявлением рыночных отношений в сфере труда является появление и развитие гибкого рынка труда, который можно характеризовать как форму приспособления рынка труда к структурной перестройке экономики в промышленно развитых странах, приведшей к сокращению удельного веса занятых в сфере производства и росту доли занятых в сфере услуг. Такое оказалось возможным вследствие существенного роста производительности труда в промышленности, строительстве, в сельском хозяйстве на основе научно-технического прогресса, технологической революции, использования достижений научной организации труда и производства. На смену жесткой регламентации рабочего времени, преобладавшей в промышленности, пришли гибкие формы занятости и гибкие режимы рабочего времени, которые получили широкое распространение в сфере услуг. Их применение привело к росту эффективности производства, так как они позволяют целесообразно использовать возможности разных категорий работников, таких, например, как женщины с детьми, пожилые люди, инвалиды, иммигранты и др .

    Гибкие формы занятости достигаются введением на предприятиях, в фирмах, учреждениях режимов неполного рабочего времени (сокращенного рабочего дня), надомного труда, работы по вызовам, гибких режимов рабочего времени, а также приемом временных работников, поощрением так называемой самостоятельной занятости, когда люди сами за свой счет и на свой риск организуют свою работу и работу членов своей семьи по производству продукции и услуг.

    Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное на рынке труда. Этот контингент, в свою очередь, делится на:

    Организованную, или официальную, часть открытого рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и включает в себя также выпускников официальной или государственной службы профессионального образования.

    Неофициальную часть -- тех граждан, которые занимаются своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или негосударственными структурами трудоустройства и профессионального образования.

    Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность потерять занятость и оказаться без работы. К этой разновидность рынка труда могут быть отнесены и работники, формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие заработную плату. Такое положение сегодня наблюдается в российской экономике в большом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономических отношений и производственных взаимосвязей, потерей традиционных поставщиков или потребителей и недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации производства, его конверсии, выводу предприятий из кризисного состояния.

    В территориальном разрезе рынок труда подразделяется на: федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Федеральный рынок может интегрироваться в международный в соответствии со сложившимся международным разделением труда.

    Федеральный рынок труда характеризует ситуацию с занятостью населения России в целом. Он является объектом детального рассмотрения и анализа в увязке с другими макроэкономическими процессами, происходящими в масштабе республики.

    До недавнего времени федеральный рынок труда носил замкнутый характер: его участником было население страны, а сбалансирование спроса и предложения рабочей силы решалось только применительно ко всему народному хозяйству.

    В последние годы более тесными стали взаимосвязи федерального и международного рынков труда. Степень этой взаимосвязи регулируется во многом эмиграционной политикой страны.

    Принятие закона о порядке выезда и въезда в Россию ознаменовало собой начало активного участия нашей страны в международном трудовом обмене, в связи с чем встала задача разработки политики такого участия.

    Поощрение экспорта рабочей силы со стороны законодательства и органов государственной власти должно строиться с учетом как положительных моментов, так и негативных.

    В частности, к положительным моментам следует отнести возможность получения страной валютных доходов за счет:

    налогов с прибыли фирм-посредников;

    непосредственных денежных переводов эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников;

    личного инвестирования эмигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

    капиталов из стран - импортеров рабочей силы, идущих частично на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу;

    прямых компенсаций от стран - импортеров рабочей силы. Экспорт рабочей силы позволяет частично снять напряженную ситуацию с занятостью на внутреннем рынке рабочей силы в стране. Его можно рассматривать и как фактор повышения квалификации, особенно в случае коммерческого командирования за рубеж специалистов, ученых и т.д.

    Анализ федерального рынка труда направлен на выявление проблем занятости в стране в целом и путей их решения в государственном масштабе. Однако не менее полезным представляется анализ занятости в территориальном разрезе. В каждой области, районе области, городе, как самостоятельном хозяйствующем субъекте, складываются свои проблемы с занятостью населения, зависящие от демографической ситуации, развития производительных сил, отраслевой структуры производства, развития социально-бытовой инфраструктуры, природных условий, влияющих на возможность привлечения Дополнительных трудовых ресурсов или, наоборот, сдерживания их оттока с данной территории. На удовлетворение потребности в рабочей силе (если смотреть со стороны работодателя) или возможности трудоустройства (если смотреть со стороны работника) влияет и развитость транспортной системы, способствующей маятниковой миграции населения (постоянное проживание человека в одном административном районе и занятость - в другом).

    При характеристике внутренней структуры территориального рынка труда выделяют такие его подвиды, как первичный рынок труда, субъектами которого являются лица, впервые вступающие в трудовую жизнь, имея соответствующую специальную (профессиональную) подготовку, и вторичный. Между первичным и вторичным рынками труда стоит переподготовка кадров (в соответствии с рекомендациями службы занятости, а также по собственной инициативе работника), уже имеющих профессиональную подготовку, но испытывающих трудности с трудоустройством по первоначально избранной профессии.

    Отраслевой рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы по совокупности профессий, характерной для данной отрасли, а профессиональный - ситуацией, складывающейся по конкретной профессии.

    Такие специализированные рынки труда представляют большой интерес.

    Во-первых, общая ситуация с занятостью на территориальном рынке труда есть отражение особенностей, сложившихся на отраслевых или профессиональных рынках. К ним следует отнести как избыток предложения со стороны работников определенных профессий при ограниченном количестве рабочих мест, так и, наоборот, отсутствие предложения со стороны специалистов того или иного профиля при наличии большого количества вакантных рабочих мест, даже если такие специалисты в стране (области, городе) есть.

    Следовательно, для оценки возможности решить проблему занятости недостаточно просто сравнить количество вакантных рабочих мест и численность незанятого населения (или безработных). Необходимо знать, что это за рабочие места и что представляют собой лица, являющиеся безработными (например, какую профессиональную подготовку они имеют).

    Во-вторых, детальный анализ положения на отраслевых и профессиональных рынках труда позволяет вскрыть природу возможного несоответствия между спросом и предложением рабочей силы и максимально конкретизировать мероприятия по изменению ситуации на них в нужном направлении. Согласование спроса и предложения всегда требует увязки рабочего места с определенной отраслью, профессией, а последняя определяет требования к профессиональной подготовке работника .

    Внутренним рынком труда называется внутрифирменное перемещение рабочей силы на одном и том же предприятии, при котором заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами. Внутренние рынки труда противопоставляются внешним рынкам труда, на которых происходит межфирменная мобильность рабочей силы, а заработная плата и распределение рабочей силы являются результатом действия рыночных сил.

    Внутренние рынки труда имеют целый ряд отличительных особенностей. Среди них:

     относительная независимость ставки заработной платы некоторых работников на внутреннем рынке от соотношения спроса и предложения на аналогичный вид труда на внешнем рынке. Оплата определяется другими критериями, среди которых важнейшую роль играют правила и процедуры;

     заполнение вышестоящих вакансий за счет продвижения нижестоящего персонала фирмы, создание так называемой карьерной лестницы;

     установление долгосрочных взаимоотношений между работодателями и работниками;

     положительная зависимость между зарплатой и продолжительностью службы на фирме как выражение системы оплаты в соответствии с возрастом и положением работника.

    Среди причин образования и формирования внутренних рынков труда выделяют следующие три. Первая: специфическая профессиональная подготовка, основанная на уникальности применяемых на фирмах технологий и уникальности существующих на фирмах рабочих мест. Вторая: несовершенство информации, значительные трансакционные издержки, связанные с получением и обработкой информации о возможной производительности потенциального работника. Третья: профессиональная подготовка на рабочем месте, которая неформальна по своей природе и выражается в обучении в процессе работы.

    Услуги труда на внутренних и внешних рынках труда неодинаковые. Внутренние рынки связаны с однородным трудом и карьерной лестницей. Фирмы нанимают на внешнем рынке работников на относительно низкоквалифицированную работу, а вакансии на более высоком уровне заполняют за счет внутреннего рынка.

    1. Причины и формы безработицы.

    2.1 Безработица в рыночной и командно-административной экономике.

    Рынок труда любой системы при разных его вариантах – от рынка с ограниченным спросом (нормальный, здоровый рынок) до рынка с ограниченными ресурсами (советский рынок дефицитного типа) – дает одновременно избыток рабочей силы (безработицу) и дефицит рабочей силы по отдельным специальностям, когда спрос на нее выше предложения. Однако точка сбалансирования безработицы и дефицита рабочей силы в этих экономиках находится на разных уровнях.

    На рис. 2.1 точка Н показывает, что в рыночной экономике обычно высокая безработица сосуществует со сравнительно незначительным дефицитом рабочей силы. График на рис. 2.2 характерен для экономики государственного социализма. Здесь безработица, как показывает балансирующая точка Н, существует, но в небольших размерах. В то же время потребность в рабочей силе очень высока, образуется существенный дефицит рабочей силы.