Домашнее задание для родителей средней группы по темам «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы. Лексическая тема "домашние птицы" Кто квохчет из животных

Мы разделяем эту планету более чем с миллионом различных видов животных. Учитывая, какое огромное количество животных нам нужно изучить, не удивительно, что большая часть царства животных остаётся для нас загадкой. Но иногда даже самые распространенные или узнаваемые животные могут удивить нас: у каждого вида есть свой собственный способ общения, и некоторые из ваших любимых животных могут звучать так, как вы никогда не ожидали бы.

10. Гепарды щебечут как птицы

Гепард является самым быстрым в мире наземным животным. Когда-то они были широко распространены по всей Африке и Азии, но взаимодействие с людьми сократило количество гепардов, обитающих в Азии, до нескольких десятков. Крупные популяции гепардов в настоящее время существуют в Намибии, Ботсване, Зимбабве, Кении и Танзании.

В отличие от других больших кошек (которые технически принадлежат к роду пантеры), гепарды и пумы не могут рычать, так как у них нет необходимого для этого двухсекционного щитовидного хряща. Вместо этого гепарды щебечут как птицы, что, пожалуй, уместно, учитывая их соколиную скорость. Ни одна другая кошка не издаёт подобный звук.

Гепарды также в значительной степени общаются посредством урчания, теоретически воспроизводимого посредством использования подъязычной кости в горле. С другой стороны, когда-то считалось, что большие кошки, способные издавать рык, такие как львы, тигры, леопарды, ягуары неспособны урчать, так как у них не было вышеупомянутой подъязычной кости. Однако более поздние наблюдения показывают, что кошки, издающие рык, могут урчать, они просто не могут одновременно издавать какие-либо другие звуки, как это могут делать другие кошки.

9. Собаки породы Басенджи не гавкают, зато они могут глухо рычать

(Начните смотреть видео выше примерно с 50-ой секунды)
Басенджи это порода собак эндемичная Центральной Африке, которая используется в качестве помощника охотника. Она была впервые вывезена из Конго в древности в качестве подарка египетским фараонам, но в Англии или Америке она распространилась лишь в середине 1900-х годов.

Басенджи не могут лаять из-за своей узкой гортани. В результате, вместо того, чтобы лаять, басенджи издает звуки посредством глухого рычания, которые звучат как урчание или вой.

Охотники, скорее всего, вывели способность басенджи не лаять намеренно, так как лай, возможно, мешал охоте, раскрывая местоположение охотников или отпугивая добычу.

Басенджи известны своей удивительной сообразительностью, а также тенденцией быть упрямыми и озорными. Любознательные басенджи, скорее всего, съедят всё, что вы оставите валяться на полу или же проползут через забор, чтобы осмотреть окрестности. Кроме того, в то время как басенджи, безусловно, могут выучить команды, они также могут предпочесть их игнорировать.

8. Лисий кузу рычит как останавливающаяся бензопила

Лисьи кузу это сумчатые животные, которые широко распространены по всей Австралии (и Новой Зеландии после того, как их туда завезли). Будучи оппортунистическими всеядными, лисьи кузу обладают тенденцией разорять сады людей, но они, как известно, также обкрадывают гнёзда птиц, охотясь за яйцами.

Когда лисий кузу пытается запугать или отпугнуть угрозу он рычит как бензопила или автомобиль, в котором кончается топливо. Тем не менее, как и обыкновенная сипуха, лисий кузу может с той же целью издавать ужасающий визг.

Мех лисьего кузу чрезвычайно лёгкий, но и невероятно тёплый. Это делает его похожим на мех белого медведя с примесью шелковистого ощущения, как от меха норки. Австралийские аборигены использовали мех кузу для создания удивительно эффективно сохраняющей тепло одежды. Когда европейцы прибыли в Австралию, они увидели большой потенциал в использовании лисьих кузу в установившейся к тому времени торговли пушниной. На самом деле, это была главная причина тому, что их завезли в Новую Зеландию (где они вызвали небольшую катастрофу среди местных видов животных).

7. Слоны издают шум, похожий на рычание

Помимо того, что они умеют трубить, слоны также могут рычать. На самом деле, шум, который звучит примерно как низкое рычание, является их наиболее распространённым способом общения. Урчание вызывается вибрирующим звуком, издаваемым в горле.

Урчание помогает слонам организовываться. Например, при уходе с водопоя слоны используют урчание, для выстраивания в свою иерархическую структуру (самки ведут стадо, а взрослые самцы уходят отдельно). Кроме того, слоны рычат, чтобы дать понять другим стадам, что пришёл их черёд идти на водопой. Рычание даже использовалось для координации стада при спасении тонущего слонёнка.

Рычание может распространяться на впечатляющие расстояния в несколько километров (посредством рычания самки дают самцам понять, когда приходит пора спариваться). Некоторые урчания настолько низкие, что их могут услышать только слоны.

Все виды слонов общаются посредством рычания. Рычание слонят было ключевым компонентом рева ти-рекса в фильме 1993 года Парк Юрского периода.

6. Обыкновенные сипухи не ухают, а пронзительно визжат

Визг сипухи, от которого кровь стынет в венах, совсем не похож на обычное уханье. Обыкновенная сипуха, которая обитает на каждом континенте кроме Антарктиды, и так выглядит как что-то из фильмов ужасов, а жуткий крик лишь дополняет это впечатление.
Крики обычно длятся порядка двух секунд (и производятся многократно, хотя и нечасто). Самцы кричат, приглашая самок осмотреть построенное ими гнездо, или чтобы отпугнуть угрозу. Самки, которые кричат гораздо реже, обычно делают это выпрашивая пищу у своих партнёров.

Обыкновенные сипухи обычно любят устраивать гнездование в старых сараях. До того как сараи стали широко доступными для них, сипухи могли устраивать гнёзда в дуплах таких деревьев как западный платан, серебристый клён и белый дуб. Обыкновенные сипухи выводят потомство дважды в год и в воспитании молодняка принимают участие оба родителя.

Птенцы сипух также могут шипеть для того, чтобы отпугнуть незваных гостей, что не менее жутко, чем крик взрослых особей.

5. Морские свинки могут издавать звуки, похожие на те, которые издают игрушки-пищалки

Помните, в детстве у многих были такие небольшие игрушки, которые пищали при нажатии?

Морские свинки, которые на самом деле довольно голосистые, общаются с помощью звуков, похожих на звуки тех игрушек-пищалок. Это называется попискивание и обычно оно воспроизводится для передачи целого ряда эмоций, таких как возбуждение, предвкушение или голод. Посредством попискивания морские свинки также выражают негативные эмоции, такие как гнев, страх или агрессия, но к ним, как правило, добавляется постукивание зубами.

Морские свинки появились в Южной Америке, где многие использовали их в качестве источника пищи. Морские свинки, которые также известны просто как «свинки», являются грызунами, и вообще никак не связаны со свиньями. Возможно, они были самым дешёвым источником мяса (альтернативой свинины) которое англичане могли купить за одну гинею, - старую британскую монету стоимостью примерно в один фунт стерлингов.

4. Лоси могут издавать звуки, похожие на звук охотничьего рога

Лоси, более крупные родственники оленей, являются эндемичными для Северной Америки и Восточной Азии. Они обитают в горных регионах. В США они в основном обитают на западе, хотя когда-то их можно было найти по всей стране. Их также называют вапити (индейское слово для обозначения оленя светлого окраса). Высота лосей может составлять до 2,7 метра, включая рога.

Сезон спаривания наступает с окончанием лета. Этот период известен как «половая охота» и именно в этот период самцы лосей сражаются за самок. Для периода половой охоты характерны страстные воззвания, известные как «трубление», которые представляют собой нарастающую, навязчивую мелодию, весьма отличающуюся от звука рога, на звук которого она считается похожей. Звук перерастает в громкий визг-крик, а затем резко переходит в серию ревущих звуков.

«Трубление» лосей продолжается от заката до рассвета и с сентября по октябрь. Это достаточно времени, чтобы собрать большую когорту самок, и надоесть любому другому лесному животному.

3. Гривистые волки запугивают лаем, смешанным с рёвом

Что получится, если вы соедините рёв льва с лаем ротвейлера? У вас получится лай-рёв гривистого волка.

Несмотря на то, что Международный союз охраны природы (International Union for Conservation of Nature) придал этому животному статус вида, находящегося в состоянии близком к угрожаемому, гривистые волки широко распространены в Южной Америке. Они встречаются в Боливии, Парагвае, Аргентине, Перу и Бразилии (не говоря уже о зоопарках по всему миру). Несмотря на то, что гривистый волк относится к семейству псовых, он на самом деле совсем не является волком и принадлежит к абсолютно другому, одноимённому роду Гривистые волки (Chrysocyon). Гривистые волки выглядят как лисы на ходулях и охотятся они в одиночку.

Лай-рёв гривистого волка, безусловно, впечатляет, но они по большей части общаются посредством обоняния: они могут учуять запах мочи представителей своего вида больше чем за километр, и могут передать предупреждение, интерес к спариванию или данные о здоровье. В отличие от многих других представителей псовых, гривистые волки не воют и не лают, однако они рычат (когда чувствуют угрозу) и скулят (в знак приветствия).

2. Многоголосые пересмешники подражают …всему

Пересмешники обожают петь, и они не ограничивают себя одним жанром.

Пересмешники обитают в Новом Свете, и являются не мигрирующими птицами, которых можно встретить в Мексике, в США, на Багамских островах, на Галапагосских островах, на Кубе и на других островах Карибского бассейна, на Антильских островах (Antilles). Хотя существует несколько подвидов пересмешников, самым распространенным является многоголосый пересмешник. Как и миниатюрный лирохвост, метко названный пересмешник разучивает песни десятков других птиц (или даже лягушек), имитируя их во всеуслышание. Они продолжают разучивать новые песни на протяжении всей своей жизни. Они исполняют каждую имитацию в течение порядка 20 секунд, прежде чем перейти к следующей мелодии.

Поют как самцы, так и самки, и они способны делать это весь день напролёт. Если вы слышите, что пересмешник поёт ночью, то это, скорее всего, отчаянный самец, надеющийся найти самку для спаривания. Если вам надоест их пение, просто вспомните, что убивать пересмешников это просто грех.

1. Лисы кричат

(Начните смотреть видео выше примерно с 30-ой секунды)

Обыкновенная лисица, самый крупный вид лис, является одним из самых успешных млекопитающих. Благодаря своей находчивости и приспособляемости, этому виду удалось распространиться на четыре континента. На самом деле, их ареал распространения является самым обширным из всех плотоядных животных, обитающих в мире на данный момент (хотя на самом деле они на практике всеядны). Несмотря на то, что они настолько широко распространены, лисы на самом деле очень неуловимы.

Стройный вид и пушистый хвост лисицы придают ей некоторую схожесть с кошачьими. Однако на самом деле лисица относится к семейству псовых и является родственницей собак и волков.

Как это может подтвердить Илвис (Ylvis), лисы не являются особенно голосистыми животными. В то время как лисы используют свои хвосты и запах для общения, они могут также издавать громкий, высокий и похожий на крик лай, который обычно можно услышать в брачный период или во время конфликта. Лисы также рычат во время драк.
И теперь вы знаете, что на самом деле говорит лиса!

    Квохчу, квохчешь; прич. наст. квохчущий; несов. То же, что клохтать. В сенях сонно и робко по очереди квохчут проснувшиеся куры. С. Антонов, Лена … Малый академический словарь

    квохтать - квохчу/, кво/хчешь; кво/хчущий; нсв. см. тж. квохтанье 1) Издавать короткие, прерывисто повторяющиеся звуки (о курах и самках некоторых других птиц) 2) разг. Проявляя беспокойство и заботу о ком л., много говорить, ворчать … Словарь многих выражений

    КВОХТАТЬ, квохчу, квохчешь, несовер. (обл.). То же, что клохтать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Квохтать, квохчу, квохчем, квохчешь, квохчете, квохчет, квохчут, квохча, квохтал, квохтала, квохтало, квохтали, квохчи, квохчите, квохчущий, квохчущая, квохчущее, квохчущие, квохчущего, квохчущей, квохчущего, квохчущих, квохчущему, квохчущей,… … Формы слов

    квохтать - (I), квохчу/, кво/хчешь, чут … Орфографический словарь русского языка

    квохтать - C/A гл см. Приложение II квохчу/ кво/хчешь кво/хчут квохта/л 235 см. Приложение II квохч … Словарь ударений русского языка

    Квохчу, квохчешь; квохчущий; нсв. 1. Издавать короткие, прерывисто повторяющиеся звуки (о курах и самках некоторых других птиц). 2. Разг. Проявляя беспокойство и заботу о ком л., много говорить, ворчать. ◁ Квохтанье, я; ср. Тетёрка с квохтаньем… … Энциклопедический словарь

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, насест, несушка, наседка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: маленький, большой, крупный, желтый, разноцветный, пестрый, красивый, толстый, неуклюжий, громкий, заботливая, пугливые, водоплавающие.

ГЛАГОЛЫ: ходят, летают, плавает, квохчет, кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, болбочет, ищут, клюют, щиплют, бегают, играют, несет, сидит, высиживает, выводит, ухаживает.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ:

1. КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?
Курица - кудахчет, квохчет
Петух - кукарекает
Гуси - гогочут
Утки - крякают…

2. СОБЕРИ СЕМЬЮ.
Петух - курица - цыплята.
Утка - селезень - утята.
Гусь - гусыня - гусята.
Индюк - индюшка - индюшата.

3. ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?
Перо (чье?) - куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей?) - куриный, гусиный….
Глаза (чьи?) - утиные, индюшачьи…

4. СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто детеныши?
Чем питается?
Какую пользу приносит?

5. СРАВНИВАТЬ ДВУХ ПТИЦ.
Какие сходства и отличия (по плану описания).

Уважаемые родители!

Рассмотрите с детьми картинки с изображениями домашних птиц: петуха, курицы, утки, гуся, индюка. Дети должны уметь их показывать и называть.

Объясните: человек держит этих птиц возле своего дома в специальных домиках; они называются домашние птицы; домашние птицы приносят пользу человеку: дают мясо, яйца, перья; человек ухаживает за ними: кормит зерном, поит водой.

Выучите:
- какие части тела у птиц: голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, ноги; гребешок, бородка, шпоры (у петуха);
- кто как голос подает: петух - кукарекает ("ку-ка-ре-ку"); курица - кудахчет ("куд-кудах"); утка - крякает ("кря-кря"); гусь - гогочет ("га-га-га"); индюк - болбочет ("бл-бл-бл");
- названия детёнышей домашних птиц: у курицы - цыплёнок, цыплята; у утки - утёнок, утята; у гуся - гусёнок, гусята; у индюка - индюшонок, индюшата.

Предложите ребёнку поиграть в игру "Назови ласково" со словами: петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, клюв, крыло, гребешок, хвост.

Выучите загадку о любой домашней птице:

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня... (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Организация: МБДОУ ДСКВ №86 «БЫЛИНУШКА»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Дети должны знать:

Понятие «домашние птицы»;

Как называется помещение, где живут домашние птицы;

Чем эти птицы питаются;

Название частей тела, чем оно покрыто(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);

О пользе домашних птиц для человека;

Для чего люди разводят домашних птиц;

Существительные : утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;

Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Дидактические игры и упражнения.

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:

Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.

  1. Игра«Собери семью»

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят. Развитие зрительного внимания.

Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.

Ход игры:

Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.

Логопед говорит: "Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?" Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.

у утки - утенок, у гусыни - ..., у индюшки - ..., у курицы - ... .

  1. Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?»
    Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
    Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
    Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи…
  2. Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.

Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

у человека - дети, а у птиц - птенцы.

у человека - нос, а у птицы - . . .

у животных - шерсть, а у птиц - . . .

у кошки - лапы, а у птиц - . . .

  1. Игра «Кто как кричит?».Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
    Гусь - гогочет,
    утка - крякает,
    курица - кудахчет,
    петух - кукарекает,
    цыпленок - пищит,
    индюк - балаболит.
  2. Игра «Назовите родителей»
    У цыпленка - курица, петух;
    у индюшонка - индюшка, индюк;
    у утенка - утка, селезень;
    у гусенка - гусыня, гусак.
  3. Игра «Назови, какой и какая птица?»
    Петух - красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
    И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
  4. Игра «Один - много»
    Гусь - гуси - много гусей,
    утка - утки - уток,
    петух - петухи - петухов,
    курица - куры - кур,
    селезень - селезни - селезней,
    гусенок - гусята - гусят,
    гусыня - гусыни - гусынь,
    утенок - утята - утят,
    индюк - индюки - индюков,
    индюшка - индюшки - индюшек,
    индюшонок - индюшата - индюшат.
  5. Игра «Назови ласково»
    Петух - петушок - петушки,
    зерно - зернышко - зернышки,
    курица - курочка - курочки,
    цыпленок - цыпленочек - цыплятки,
    утка - уточка - уточки,
    гусь - гусачок (гусенок) - гусачки (гусята, гусятки),
    гусыня - гусынюшка - гусынюшки,
    утенок - утеночек - утятки,
    индюшка - индюшечка - индюшечки,
    индюшонок - индюшоночек - индюшатки,
    яйцо - яичко - яички,
    крыло - крылышко - крылышки.
  6. Игра «Сравни и назови по образцу»
    Красивый - красивее, мягкий - мягче,
    твердый - тверже, длинный - длиннее,
    корокий - короче, добрый - добрее,
    злой - злее, сильный - сильнее,
    слабый - слабее, высокий - выше,
    низкий - ниже, толстый - толще,
    тонкий - тоньше.
  7. Игра «Кого не стало?».

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.

Гусь - гусыня - гусята, (петух, селезень, индюк.) Затем один из членов семьи убирается и логопед спрашивает: «Кого не стало?»

  1. Игра «Какое слово не подходит?»

Цель: Развитие слухового внимания.

Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.

Индюк, индеец, индейка, индюшата.

  1. Упражнение «Кто лишний?»

Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.

Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.

Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.

Индюк, утка, клёст, гусыня.

Синица, утка, индюк, петух.

Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.

Перо, крыло, клюв, утка.

  1. Упражнение «Запомни слова»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.

Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.

Например:

Петушок, курица, цыпленок, цыплята..

Гусь, индюк, петух, утка...

  1. Игра «Исправь ошибку»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления

Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.

У утки - гусята, у индюшки - цыплята,

у курицы - утята, у гусыни - индюшата.

  1. Игра: «Закрытая картинка»

Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.

Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».

Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?

У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?

У неё крылья Заострённые? Закруглённые?

После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.

  1. Игра «Угадай кто это?»

Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать

загадки по опорным словам.

Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (курица).

Ку-ка-ре-ку - стерегу! (петух).

Пить-пить-пить - воды попить! (цыпленок)

Кря-кря- ищу червя! (утка).

  1. Игра «Какая домашняя птица?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Ход игры: Кудахчет - ..., кукарекает- ..., крякает - ..., гогочет - ...

  1. Игра «Кто как передвигается?»

Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.

Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: "Кто как передвигается?

Утка (что делает?) - ходит, плавает, летает. Индюшка-…, курочка-…

Развитие общих речевых навыков.

Стихотворение «Курица с цыплятами»

Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Игра “ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”

Наши уточки с утра -

Кря -кря -кря! Кря - кря - кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда -

Га - га - га! Га - га - га!(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки -“крылья” назад.)

Наши курочки в окно-

Ко -ко-ко! Ко -ко -ко!(Останавливаются, встают лицомв круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя - петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет: ку -ка -ре-ку!(Встают спиной в круг, вытягиваютшею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Диалог «Курочка-рябушка»

Курочка-рябушка, куда ты идёшь?

На речку.

Курочка-рябушка, за чем идёшь?

За водой.

Курочка-рябушка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят,

На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!

(Народная песенка)

Диалог «Гуси и волк»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

Где вы бывали? Что вы видали?

Мы видали волка: Унёс он гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большого.

Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.

(Народная песенка)

Пальчиковая гимнастика.

Первый, второй - шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,

Третий, четвёртый - за водой. начиная с большого, а со слов

А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать

Позади бежал шестой.и разгибать пальцы обеих рук.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал:

« Пи-пи-пи!»-

« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Игра “Гусь”

(кумыкская народная песенка)

Где ладошка? Тут?

На ладошке пруд?

Палец большой –

Это гусь молодой.

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда - в живот!

Игра “УТОЧКА”

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.(“Идут” двумя пальчиками по столу,переваливаясь.)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,(Загибают безымянный палец; большой палец.)

И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого.(Загибают указательный палец.)

Игра «Сколько было утят в стае?»

Как-то летним вечерком

Утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Порезвиться, поплескаться.

Первый среди них – вожак.

Идёт гордо: «Крак-кряк-кряк!»

У трёх других утят

Спинки жёлтые блестят.

А последний поотстал.

Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг,

Вызвав у утят испуг,

Ещё двое выбегают,

Место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем:

Сколько было утят в стае?

Загадки.

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня... (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Тексты для чтения: А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:

Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детёныши?

Чем питается?

Где живёт?

Какую пользу приносит?

Кто ухаживает?

Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. И была у него мама – курица. Звали её Пеструшка. Она очень любила цыпленка и кормила его червячками.

Как – то появился во дворе злой черный кот. Вот такой. И прогнал Пеструшку со двора. Цыпленок остался один.

Вдруг он видит: взлетел на забор петух, вытянул шею и во все горло закричал:

- Кукареку! Я ли не молодец! Я ли не удалец!

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и, что было силы, запищал:

- Пи – пи – пи!

Но споткнулся и шлепнулся в лужу.

В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась:

- Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!

Цыпленку стало обидно. Но тут к нему подбежала мама – курица и пожалела его.

Вопросы:

Про кого была сказка?

Как звали маму?

Какого цвета был кот?

Кого потом увидел цыпленок?

Что кричал петух?

А как кричал цыпленок?

Куда он упал?

Кто там сидел?

Что лягушка сказала?

Кто пожалел цыпленка?