Физика в профессии автомеханика. Профессии, связанные с физикой, и их особенности Значение физике в моей будущей профессии железнодорожника

ГБПОУ «СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Научно-практическая конференция обучающихся «Исследовательская работа как залог формирования конкурентоспособности специалиста» Физика в моей профессии Выполнил: Соломин Дмитрий, обучающийся гр.92 Руководитель: Зверева О.В., преподаватель физики Есть такая профессия - сварщик Давление в баллоне газа, Искра рождает пламя, Металл расплавит разом До красно-горящего знамя И тут же в ванну подаётся Нагретая присадка Не всё так сразу удаётся, Что б было ровненько и гладко Ложится слой за слоем Шов тянется дорожкой Да дело не простое Но научиться можно Ведь сварщик - это сила Для выпуска машин И стать им всем под силу Не только для мужчин Цель работы –

  • выявить особенности профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», доминирующие виды деятельности этой профессии, важные качества, знания и умения, которыми должен обладать будущий специалист;
  • выяснить какую роль играет физика в освоении моей профессии.
  • Задача работы – в качестве агитации и профориентации разработать буклет по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
сварка деталей, изделий,

Виды деятельности сварщика:

  • сварка деталей, изделий,
  • узлов, конструкций, трубопроводов и ёмкостей разного вида, уровня сложности, предназначения и состава;
  • соблюдение техники
  • безопасности
  • В процессе сварки опытный мастер, как скульптор, творит из металла сложные предметы: начиная от системы водоснабжения и заканчивая восстановлением геометрии кузова автомобиля.
Требования профессии к человеку:
  • Физическая сила и выносливость, так как труд сварщика в основном ручной. Острота зрения и цветовосприятие. Гибкость и подвижность рук. Развитый вестибулярный аппарат, хорошая координация движений. Умение длительно сосредотачивать внимание. Пространственное воображение и техническое мышление. Аккуратность, эмоциональная устойчивость, уравновешенность

Риски профессии

    • К плюсам профессии можно отнести престижность и высокую востребованность на рынке труда. Молодым специалистам, только что окончившим училище, работу долго искать не придётся.Сварщиков без опыта охотно принимают в жилищно-коммунальные хозяйства, в частные организации сферы обслуживания. С приобретением опыта, им поручаются более ответственные дела и работы в промышленности, на стройках. Соответственно, увеличивается зарплата.
    • Минусы профессии - тяжёлые условия труда, работа на открытых строительных площадках при любой погоде, большая нагрузка на зрение из-за высокой яркости электрической дуги, инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Электросварщики относятся к профессиям «горячего цеха» из-за высокой вредности производства вследствие большого выделения газов и тепла при сварочных работах.
Физика в профессии сварщик: Вывод:
  • Знание физических законов в области электричества, тепловых явлений, молекулярной физики является фундаментом для изучения функционирования устройств и приборов, технологических умений при освоении профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
  • Задача работы – создать буклет по профессии в качестве агитации

Цели нашего занятия: Учебная: показать роль физики в современных рабочих профессиях; Воспитывающая: воспитать целеустремлённость, самостоятельность, внимательность Развивающая: развить познавательные и творческие способности к самообучению Оборудование: компьютер: презентация: «Физика в твоей профессии» (среда Power Point, Paint, Word), видеофрагменты, анимации 2






Автослесарь Скоростные ограничения на местности; подъём, спуск Разделка, сращивание, пайка и изоляция проводов Составные части рабочих механизмов Возможные места работы: промышленные, строительные, транспортные предприятия, жилищно-коммунального хозяйства, ремонтные мастерские. 5




Подъём большегрузного автомобиля 1. Какое физическое понятие приводит к поднятию автомобиля? А. Диффузия твёрдого вещества; Б. Инерция – движение не поддерживаемое никакими телами; В. Гравитация; Г. Смещение центра масс. 2. Какая сила препятствует движению автомобиля? А. Сила трения; Б. Сила упругости; В. Сила Архимеда; Г. Сила Гука. 7




Деревообрабатывающие станки 1. Охарактеризуйте принцип работы станка, его составные детали 2. Какое физическое явление характеризует движение детали инструмента? 3. Движущая часть станка резко останавливается. Что будет происходить? 4. Что необходимо учитывать при работе с инструментом? 9




Электрик 1. Почему необходимо изолировать провода от влаги? 2. От чего зависит электропроводимость электрического провода? 4. Будет ли работать лампочка, в которой находится вода? Почему? 3. Какие приборы необходимы электрику? 5. Для чего у электроустановок устанавливается «заземление»? 6. Каким образом устанавливают опоры ЛЭП? Возможные места работы: промышленные предприятия, ремонтные мастерские 11




Маляр-штукатур Смешивание красителей, окраска поверхностей, высыхание окрашенных поверхностей 1. Поверхность фасада должна чистой, не осыпающейся и не «мелящей", сухой, без признаков грибковых поражений. 2. Перед применением краску тщательно перемешать и при необходимости разбавить водой до рабочей вязкости. 3. Почему краска сохнет лучше быстрее в тёплом помещении, чем в холодном? 4. Почему грязная поверхность мешает наложению краски на поверхность? 13




Сварка Определяющее качество газового паяльника - портативность, возможность работы вдали от электросети, в труднодоступных местах и полевых условиях. Подобно 220-вольтовым собратьям, газовые паяльники характеризуются разной мощностью для различного рода работ, а маломощный газовый паяльник может использоваться еще и как альтернатива портативному паяльнику с батарейным питанием. Спектр газовых паяльн иков ERSA представлен ниже. Возможные места работы: строительные организации, промышленные и жилищно-коммунальные предприятия. Может заниматься индивидуальной деятельностью. 15





Физические явления - это неотъемлемая часть окружающего нас мира, который основан на законах этой науки. Поэтому совершенно неудивительно, что любая профессия, какой бы она ни была, так или иначе связана с физикой.

В будущем я хочу стать врачом. Для этой профессии первостепенное значение имеют такие предметы, как химия и биология, поэтому именно их абитуриенты сдают при поступлении в медицинский вуз. Но физика для доктора также далеко не на последнем месте.

Эта наука лежит в основе работы многих систем организма. Так, наше сердце в комплексе с кровеносными сосудами представляет собой не что иное, как биологический насос, от работы которого зависит, например, давление человека. Визуальную информацию мы воспринимаем с помощью органов зрения, а хрусталик, расположенный внутри каждого глаза, выступает в роли преломляющей свет двояковыпуклой линзы.

На основе законов такого раздела физики, как оптика, работают не только наши глаза, но и многое медицинское оборудование. Прежде всего, это микроскопы, необходимые для изучения строения тканей человеческого тела и микроорганизмов.

Рентген-аппараты и магнитно-резонансные томографы, которые используются в поликлиниках с целью исследования состояния внутренних органов человека, - это также оборудование, работа которого определяется знанием принципов протекания различных физических процессов. Проведение УЗИ тоже стало возможным только после открытия звуковых волн с высокой частотой колебаний (ультразвука).

Особое значение имеет физика для стоматологии. В будущем я хочу стать врачом-ортопедом и заниматься установкой зубных протезирующих конструкций, поэтому для меня очень важно понимание различных свойств твердых тел и изучение законов механики. Без этих знаний я не смогу работать в выбранной профессии, и потому уже сейчас, учась в школе, я делаю все возможное, чтобы освоить трудную, но столь необходимую для врача науку.

Физика - одна из самых важных и древних наук. Благодаря ей, происходит изучение множества различных процессов. Поэтому специальности, связанные с физикой, будут актуальны ещё долгое время. Физика -фундаментальная наука, применение которой используется во многих сферах деятельности.

Вконтакте

Список профессий

  1. Физик-инженер.
  2. Физик-механик.
  3. Инженер-конструктор.
  4. Инженер-нефтяник.
  5. Инженер по ядерной физике.
  6. Специалист в компьютерных технологиях.
  7. Инженер-технолог.
  8. Архитектор.

О специальностях

Физик-инженер:

Профессия, связанная со знанием физических явлений и постоянной практикой. В этой профессии необходимо знать все механические процессы, так как эта работа связана с оборудованием на различных предприятиях и внедрением новых технологий. В случае изобретения новой технологии в каких-либо исследованиях, вас ждёт невероятный карьерный рост и успех. Направлений в этой сфере достаточно много, но можно выделить три самых основных:

Физик-механик:

Профессия, связанная с машиностроением и автоспортом, а именно внедрением новейших двигателей с огромной мощностью, технологий, способствующих уменьшить сопротивление воздуха и т. д. Работая в крупной компании, вы сможете добиться реального успеха.

Инженер-конструктор:

Главная деятельность этой профессии состоит в том, чтобы объединить составные части в целостный продукт. Эта профессия требуется в производстве, где нужно создание различных конструкций, электросхем и механизмов.

Инженер-нефтяник:

Самая высокооплачиваемая профессия, требующая серьёзных навыков. В сфере нефти и газодобычи постоянно нужны новые технологии и оборудование, способствующие улучшить результаты работы. И если вы сможете помочь этой сфере, вас будет ждать высокая награда.

Инженер по ядерной физике:

Применяет научные и технические данные для обогащения ядерной энергии, занимается проблемой утилизации радиоактивных отходов. Применяет знания в ядерной физике, для создания новейших технологий, таких как ядерное оружие, реакторы и ядерные электростанции. Вместе с физиками-атомщиками изучают свойства атомов. Изобретают новые материалы, например, новые поколения суперников и различные полимеры.

Специалист в компьютерных технологиях:

На данный момент компьютерные технологии остаются актуальным видом деятельности. Такие специалисты могут быть втянуты в теоретические проблемы программирования, обработку цифровых данных и решение задач программного обеспечения.

Инженер-технолог:

Профессия, в которой специальность техническая, физика встаёт на первое место. Здесь необходимо знать все технические процессы и быть в курсе самых новых технологий. Этот специалист занимается техническим обустройством предприятия и обновлением оборудования. Сам выбирает оборудование и технический режим работы. На его плечи ложится большой груз ответственности, так как от его решений будет зависеть будущее предприятия. И если вы будете владеть всеми профессиональными качествами профессии, то у вас обязательно должно все получиться.

Архитектор:

Творческая профессия, но все же связанная с физикой и другими науками. Чтобы получить эту специальность, нужно понимать все физические процессы и владеть навыками компьютерного моделирования. Но и, конечно, чтобы быть профессиональным , у вас должна быть склонность к творчеству.

Немного о других

Разобрав основные специальности, перейдём к профессиям, которые не так сильно связаны с другими науками как с физикой. Самая сложная из них - учёный. Роль учёных в мире очень велика. Именно благодаря им происходят важные научные открытия. Есть много людей, кто хотел бы сделать своё научное открытие, но для этого нужно приложить немало усилий. Чтобы стать учёным, необходимо ещё с детства интересоваться науками. Вы должны быть гением, способным целыми днями работать, не ради денег, а ради науки и научных достижений.

Если в университете вы показываете себя, как хорошего и способного специалиста, то университет сможет сам направить вас в какой-либо исследовательский центр. Выучиться на учёного нельзя. Ими становятся в процессе обучения , в том случае если вы реально разбираетесь в определённой теме и она толкает вас вперёд.

Если вы хотите связать вашу жизнь только с теоретической физикой, то вам следует подумать о профессии преподавателя. Вы сможете не только проводить лекции, но и заняться каким-либо исследованием, что принесёт вам явную пользу. Но чтобы стать профессиональным учителем физики, недостаточно только одних знаний. Необходимо уметь общаться со своими учениками и понимать их и направлять на правильный путь.

Профессия для девушек

Многие считают, что девушки не способны заниматься деятельностью, связанной с физикой. Но это глубокое заблуждение . Есть девушки, которые знают физику намного лучше мужчин и способны работать различными инженерами и проектировщиками наравне с мужчинами. Если подходить к выбору профессии для девушек, то здесь может подойти любая профессия из приведённого списка. Но чаще всего они выбирают роль преподавателей. Существует множество учёных женщин, которые тоже приносят свой вклад в науку. Не стоит думать, что профессии связанные с физикой подходят только для мужчин.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Физика в профессиях» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют себе и будущую профессию и то, какую роль в ней будет играть физика.

В данном курсе сделана попытка показать использование знаний физики в отдельных областях профессиональной деятельности человека. Программа курсов включает в себя вопросы практического применения законов физики в медицине, метеорологии, военной службе, электротехнике, кулинарии.

Каждый раздел программы содержит в себе следующие части: Теоретический материал, связанные с ним демонстрационный и фронтальный эксперименты, домашнюю работу, экскурсии.

Кроме вопросов самого содержания, к программе выполнено приложение, которое включает в себя список используемой литературы и подборку задач по каждому разделу программы.

Курс рассчитан на работу с ребятами базовой подготовки по физике. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по нескольким разделам физики, это «Механика», «Электрические явления», «Атмосферное давление», «Техника и окружающая среда».

Учитель в процессе работы, учитывая желание ребят, может вместе с ними вносить коррективы, отдавая предпочтение каким-либо отдельным темам, экспериментальным работам, придумать и выполнять творческие задания. Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления являются занятия, на которых учащиеся смогут увидеть воздействие физики на производство, на развитие техники. Развитием учения об электричестве, изучением свойств полупроводников, развитием ядерной физики, физики полимеров и т.д. обусловлены достижения в области энергетики, связи, в решении задачи автоматизации и управления производством, в деле создания материалов с наперед заданными свойствами, в решении проблемы освоения космоса, в медицине и т.д.

Для этого следует на протяжении всего элективного курса раскрывать следующие положения:

Знания о природе возникают в результате практической деятельности, наблюдений, эксперимента, производственной деятельности. Следовательно, практика - источник развития знаний;

Правильность знаний о природе проверяется экспериментом, использованием научных знаний в производственной деятельности;

Потребности практики, производства являются движущей силой развития науки, преобразуют производство, оказывая на него огромное влияние. В настоящее время наука стала непосредственной производственной силой.

Сопоставляя причины развития различных отраслей физики, можно сделать вывод: наука развивается под воздействием потребностей практики, производства; практика является движущей силой познания. Поэтому ведущей задачей данного элективного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для выбора физико-математического профиля обучения, а также систематическое расширение научного и технического кругозора школьников, разъяснение теснейшей связи между законами физики, современной науки и техники с производством.

Основной формой проведения занятий является урок.

Курс может изучаться в любое время года.

Формы контроля и оценивания учащихся могут быть различными - устный опрос, письменные работы, тестирование, письменные отчёты о проделанных опытах, викторины и др.

Для каждого ученика завершением курса может стать выполнение творческого задания: отчёта об экскурсии, самодельный прибор, записанное интервью с представителем какой-либо профессии, реферат, оформление иллюстрированного альбома о роли физики в данной профессии, самостоятельно составленные или подобранные из пособий тематические задачи, подборка материала из периодических изданий по теме: «Физика в профессии», разработка и демонстрация простых опытов по выбранной теме.

I . Физика в профессии военного. (6 часов)

Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике. Закон сохранения энергии, закон со хранения импульса в военной технике. Реактивное движение. Комплекс про сантных машин. Характеристики военной техники - проходимость, подвиж ность, поворотливость. Характеристики боевых вертолётов и самолётов, ско

Демонстрации :

Фронтальный эксперимент :

Расчёт давления на грунт различных видов военной техники времён ВОВ (по иллюстрированному раздаточному материалу).

Наблюдение изменения объёма и давления воздуха при его сжатии.

Домашний эксперимент :

II. Физика в профессии повара . (6 часов)

тура кипения жидкостей (вода, масло). Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи. Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи.

Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов. Электро- и пожаробезопасность при приготовлении пищи. Тепловое расширение на кухне.

Демонстрации :

Сравнение теплоёмкостей воды и подсолнечного масла

Обнаружение электрического тока, создаваемого овощами при помощи чувствительного гальванометра.

Зависимость сопротивления струи солёной воды от её длины и толщины.

Домашнее задание :

Определение удельной теплоёмкости кастрюли.

Найти дома мерные инструменты, используемые при приготов лении пищи, определить их цену деления, пределы измерения, погрешность измерения.

С учётом энергетической ценности продуктов создать меню низ ко и высоко калорийного завтрака.

Изготовление свистка для чайника.

Э кскурсия :

Столовая

III. Физика в профессии метеоролога . (6 часов)

погоды.

шкалы для измерения температур. Жидкостный барометр и барометр-

Насекомые и растения-барометры. Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам. Влажность, её значение в жизни человека .

Демонстрации :

Различные термометры, барометр, психрометр.

Охлаждение воздуха при расширении.

Фронтальный эксперимент :

Градуировка термометра.

Измерение атмосферного давления в подвале и на четвёртом этаже школы.

Наблюдение выделения энергии при кристаллизации гипосульфита (натрия тиосульфат).

Домашнее задание :

Наблюдение и объяснение физических закономерностей образования облаков, выпадения дождя, образования инея.

Изготовление простейшего самодельного барометра.

Изготовление самодельного гигроскопа.

Изготовление самодельного прибора для предсказания погоды.

IV. Физика в профессии электрика . (6 часов)

тризации. Статическое электричество. Заземление, источники тока - первые и современные.

Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы. Виды соединений потребителей ния. Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка це пи. История происхождения электрической лампочки, различные типы со

Демонстрации :

Электризация различных веществ.

Проводники и непроводники электричества.

Принцип действия плавкого предохранителя.

Накаливание угольного стержня электрическим током.

Фронтальный эксперимент :

Сборка и испытание действия простейшего гальванического элемента.

Изучение последовательного и параллельного соединения проводни ков.

Определение мощности, потребляемой электрической лампочкой

Домашнее задание :

Изготовление игрушки «Электростатическая пляска».

Изготовление самодельного вольтова столба.

Изготовление самодельных приборов, моделей, игрушек с использова нием электрических цепей.

V. Физика в профессии врача . (6 часов)

Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффуз его отдельными частями.

человека. Тонометр. Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Ка зор.

линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало). Волоконная оп тика в диагностике заболеваний ЖКТ.

Демонстрации :

Расширение газа при нагревании.

Действие тонометра.

Действие световода.

Принцип действия медицинской банки.

Кипение воды при пониженном давлении.

Понижение температуры жидкости при испарении.

Фронтальный эксперимент :

Домашнее задание :

Найдите дома имеющиеся медицинские приборы и объясните принци пы их действия.

Составьте памятку из нескольких советов по сохранению зрения.

Коллективная работа: Оформление альбома «Физика в медицине».

Экскурсия :

ФАП VI . Резерв. (5 часа)

Приложение

к программе «Физика в профессии»

Физика в профессии военного

Группа самолётов одновременно выполняет фигуры высшего пилотажа, сохраняя заданный строй. Что можно сказать о движении самолё тов друг относительно друга?

В подрывной технике применяют сгорающий с небольшой скоростью бикфордов шнур. Какой длины надо взять шнур, чтобы успеть отбе жать на расстояние 300 метров, после того, как он будет зажжён? скорость бега 5 м/с, а пламя по бикфордову шнуру распространяется со скоростью 0,8 м/с.

Советские атомные подводные лодки в 1966 году впервые в мире осу ществили кругосветное плавание под водой и за 1,5 месяца, ни разу не поднявшись на поверхность океана, прошли около 40000 км. С какой скоростью они двигались?

Боевые удары по военным и промышленным объектам г. Берлина впервые были нанесены в августе 1941 года самолётами- торпедоносцами ДБ-3 (конструкции С.В. Ильюшина). Максимальная скорость самолётов этого типа 500 км/ч. Продолжительность эффективной для полёта части суток (ночи) 7 часов, расстояние от аэродрома до цели 1600 км. Могла ли быть совершена операция в течение одной ночи?

Парашютист приземляется со скоростью 10 м/с. Изобразите графиче ски скорость парашютиста.

Почему при повороте различной транспортной и военной техники во дители замедляют ход машин?

С летящего самолёта сбрасывают груз. Упадёт ли он на землю под ме стом бросания? Если нет, то куда он сместится относительно этого места и почему?

Пуля шрапнели 76-миллиметровой пушки имеет форму шарика объёмом 1,15 см 3 . Изготавливаются такие пули из свинца с примесью сурьмы для придания им большей твёрдости. Определите массу всех пуль шрапнели, если их 25 штук, а плотность сплава 9,5 г/см 3 .

Самолёт стоит на взлётной полосе. Какие силы действуют на воздуш ный лайнер? Какова их равнодействующая? Почему? Поясните на чер теже.

Корабельный якорь массой 1,5 т поднимают с помощью лебёдки, кото рая развивает силу тяги 20000 Н. Какова равнодействующая сил, при ложенных к якорю? Каково её направление? Каково движение якоря - равномерное или неравномерное? Почему?

Для изготовления военной техники используются различные сплавы и металлы. К этим веществам предъявляются высокие требования на прочность. Свойство металла сопротивляться проникновению другого металла называется твёрдостью. Твёрдость определяют с помощью стального шарика. Какое давление производит шарик на поверхность стали под действием силы 1500 Н, если площадь отпечатка, оставляе мого этим шариком, равна 0,01 мм 2 .

Вес прославленного советского танка Т-34 составляет 314000 Н, длина той части гусеницы, которая соприкасается с полотном дороги 3,5 м, её ширина 50 см. Вычислите давление танка на грунт, сравните его с тем, которое производите вы при ходьбе.

Согласно воинским правилам солдат в полном снаряжении должен производить давление на почву не более 6 * 10 4 Па. Какую наиболь шую массу вместе со снаряжением он может иметь, если площадь опо ры сапога 200 см 2 .

Ствол орудия весит 110 кH. Масса снаряда 54 кг. Скорость снаряда у дульного среза равна 900 м/с. Определите начальную скорость свобод ного отката ствола орудия в момент вылета снаряда.

3енитный снаряд, выпущенный в вертикальном направлении, достиг нув максимальной высоты, взорвался. При этом образовалось три ос колка. Два из них разлетелись под прямым углом друг к другу, причём скорость одного из них, массой 9 кг, равна 60 м/с, а другого, массой 18 кг - 40 м/с. Третий отлетел со скоростью 200 м/с. Определите гра фически направление полёта третьего осколка. Какова его масса?

Снаряд, получивший при выстреле из орудия начальную скорость 280 м/с, летит вертикально вверх. На какой высоте его кинетическая энергия равна потенциальной?

Физика в профессии повара

Качественные задачи: задачник М.Е. Тульчинского №№ 347, 349, 364, 366, 368, 375, 401,411, 412, 433, 450, 455.

А также следующие:

Какая вода, сырая или кипячёная, скорее закипит, если перед нагрева нием температура их была одинаковой?

Почему, чтобы остудить горячую пищу, на неё дуют?

Стаканы часто трескаются, когда в них наливают горячую воду. Какой стакан скорее треснет, гранёный или гладкий?

Зачем ручку у сковороды делают деревянной или пластмассовой?

Почему чайник перед тем, как закипеть «поёт»?

Можно ли видеть пар?

Почему хлеб черствеет?

Почему овощи нужно варить в закрытой кастрюле?

9. Почему при добавлении в воду соли температура воды понижается?

10. Почему при включении в сеть электроплитки её спираль быстро нака ляется, а провода, подводящие напряжение, не нагреваются сколько- нибудь заметно?

Задачи расчётные - задачник В.И. Лукашик №№ 798, 803, 808, 811(b ), 889, 812, 815, 895, 876, 898, 877, 840 (про газ)

Физика в профессии метеоролога

Пособие С.Д. Абдурахманова Стр. 78 №№ 1, 3,4; Стр. 79 №№ 1, 2, 3, 4; Стр. 81 № 4; Стр. 83 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9,10, 11,12, 13; Стр. 84 №№ 14 - 35; Стр. 92 № 7.

Физика в профессии электрика

Задачник В.И. Лукашика из разделов «Электризация тел», «Сведения о строении атома», «Электрический ток», «Электрическая цепь», «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Работа и мощность тока», «Тепловое действие тока».

Задачник М.Е. Тульчинского раздел «Электричество».

Физика в профессии врача

Какой водой - тёплой или холодно - лучше запивать лекарство, чтобы уско рить его действие (чтобы оно быстрее усваивалось). Почему?

Если эффект воздействия лекарства надо ускорить, то в каком виде лучше порекомендовать больному принимать его в виде таблеток или капель? По чему?

Каково преимущество ингаляции перед другими способами введения в орга ны человека лекарственных веществ?

На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных средств?

Эритроциты крови человека представляют собой диски диаметром прибли зительно 7*10 6 м и толщиной 10 -6 м. В крови объёмом 1 мм 3 содержится около 5*10 6 таких дисков.

а) Если в теле взрослого человека содержится кровь объёмом 5л, то сколько в ней эритроцитов?

б) Масса молекулы гемоглобина составляет около 6,8*10 5 а.е.м. Сколько мо лекул гемоглобина должно содержаться в одном эритроците, если мы будем
считать, что эритроциты состоят полностью из гемоглобина?

(1 а.е.м. =1,66*10 -27 кг)

6. Известно, что нормальное значение максимального давления крови для взрослого человека 110 - 120 мм. рт. cm Каково значение этого давления в Па?

7. Ультразвук частотой 800 кГц - 3 МГц распространяется почти прямолинейно, хорошо фиксируется и поглощается тканями организма. Каким длинам волн соответствует УЗ данных частот?

8. При рассмотрении какого предмета - близкого или далёкого - хрусталик становится более выпуклым? Как при этом меняется его оптическая сила? Сде лайте пояснительный чертёж.

9. Оптическая сила хрусталика в ненапряжённом состоянии 20 дптр. Каково фокусное расстояние такого хрусталика?

10. На рецепте написано +1,5 дптр. Расшифруйте, какие это очки и для какого типа дефекта зрения.

11. Перед вами одинаковые по виду и размеру очки. На одном рецепте к этим очкам было написано +1,5 Д, а на другом +3 Д. Как, используя излучение лампы, отобрать очки, соответствующие рецепту +1,5 Д? У каких очков мас са стёкол больше?

12. В чём сходство глаза с фотоаппаратом? В чём различие между ними? По стройте ход лучей.

Используемая литература:

Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики». Москва. Просвещение. 1988 г

ИВ. Сотник «Профориентация учащихся при обучении физике». Ж-л «Физика в школе» № 1 1985 г.

М.М. Балашов «О природе». Москва. Просвещение. 1988 г.

Наука. Энциклопедия. Москва. «Росмэн» 2003 г.

Е.М. Минский «Всегда всем весело». Молодая гвардия. 1969 г.

«Цок-цок, молоток...». Киев. «Веселка». 1988 г.

С.Д. Абдурахманов «Исследовательские работы по физике в сельских школах». Москва. Просвещение. 1990 г.

Э.М. Браверманн «Вечера по физике в средней школе». Москва. Просвещение. 1969 г.

ОБ. Кабардин «Факультативный курс физики». Просвещение. 1978 г.

М.А. Алексеева «Физика-юным». Москва. Просвещение. 1980 г.

11. Питер Терви «Привычные вещи и их устройство». АО «Норинт»

1995 г. фонд «Ленинградская галерея».

12. ИЛ. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе». Москва. Просвещение. 1990 г.

13. AT . Глазунов «Политическое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе». Москва. Просвещение. 1985 г.

14. А. С. Иванов «Мир механики и техники». Москва. Просвещение. 1993г.

15. В.И. Лукашик «Сборник задач по физике». Москва. Просвещение. 1996 г.

16. М.Е. Тульчинский «Качественные задачи». Москва. Просвещение. 1975 г.

17. А.В. Чеботарёва «Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике». Москва. Просвещение. 198

занятия

Кол-во часов

Тема

Дата

6

Физика в профессии военного

Механическое движение, инерция, взаимодействие тел, сила, масса, плотность, давление в военной технике.

Закон сохранения энергии, закон со хранения импульса в военной технике.

Реактивное движение.

Комплекс про тивотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели де сантных машин.

Характеристики военной техники - проходимость, подвиж ность, поворотливость.

Характеристики боевых вертолётов и самолётов, ско рость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.

Физика в профессии повара.

Энергетическая ценность пищевых продуктов (внутренняя энергия, со держащаяся в продуктах). Различная теплопроводность и различная темпера тура кипения жидкостей (вода, масло).

Конвекция, теплопроводность, излучение в приготовлении пищи.

Печь-гриль. Испарение и кипение в процессе приготовления пищи.

10/4

Электропроводность различных жидкостей (чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов.

11/5

Электро - и пожаробезопасность при приготовлении пищи.

12/6

Тепловое расширение на кухне.

13/7

Экскурсия в столовую

Физика в профессии метеоролога.

14/2

Наблюдения за изменениями атмосферного давления для предсказания погоды.

15/3

История возникновения термометра и его различные виды. Различные шкалы для измерения температур.

16/4

Жидкостный барометр и барометр- анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий.

17/5

Насекомые и растения-барометры.

18/6

Облака и осадки. Атмосферное электричество. Погода по народным приметам.

19/7

Влажность, её значение в жизни человека .

Физика в профессии электрика.

20/1

Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления элек тризации.

21/2

Статическое электричество. Заземление, источники тока - первые и современные.

22/3

Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека и электробезопасность. Проводники и изоляторы.

23/4

Виды соединений потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы электроснабже ния.

24/5

Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и перегрузка це пи.

25/6

История происхождения электрической лампочки, различные типы со временных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.

Физика в профессии врача.

26/1

Использование знаний о строении вещества в медицине.

27/2

Роль диффуз ных процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его отдельными частями.

28/3

Атмосферное давление в медицине. Принцип действия приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного давления человека. Тонометр.

29/4

Тепловые процессы в жизнедеятельности человека. Ка лориметрические измерения в диагностике некоторых заболеваний. Теплови зор.

30/5

Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы, лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало).

31/6

Волоконная оп тика в диагностике заболеваний ЖКТ

32/7

Экскурсия в ФАП

33/1

Резерв

34/2

Резерв

35/3

Резерв