Презентация - Диафильм созданный учениками «Гадкий утёнок. Конспект урока по литературному чтению "Г.Х Андерсен «Гадкий утёнок»" События в сказке

Цели урока

  • раскрыть идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения;
  • развивать речь, мышление, память, аналитико-синтетические навыки учащихся, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи;
  • прививать интерес к чтению.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

Слайд 1 Пословица гласит: “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”.

Слайд 2 - Сегодня мы продолжаем работу над произведением Г. Х. Андерсена “Гадкий утёнок”, которое даёт нам уроки жизни, а какие мы выясним. Но сначала проверим домашнее задание. Проверим, как вы знаете содержание. Давайте попробуем разгадать кроссворд. Слайды 3 - 10

1) у т ё н о к
2) с е р ы й
3) у т к а
4) с ы н о ч е к
5) л е т о
6) к о т
7) к у р и ц а
  1. Главный герой сказки?
  2. Какого цвета он был?
  3. “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” - кто так сказал?
  4. Как называла старуха кота?
  5. Время года, когда появились на свет утята?
  6. Житель избушки?
  7. Кого называли Коротконожкой?

Какое ключевое слово у нас появилось?

3. Постановка учебной задачи

Ребята, как вы считаете, что такое красота?

Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов Слайд 11

Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

А красивый, это какой?

Посмотрим в словарь: Слайд 12

Красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.

Как считаете, если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём?

Учитель: значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней.

О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (по поступкам и делам)

Как вы считаете хорошо быть красивым?

А некрасивым? Почему?

Кому в жизни легче?

А если внешне некрасив, то, как сделать так, чтобы люди полюбили тебя? (обладать хорошими качествами….)

Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей в сказке.

4. Совместный поиск решения учебной задачи

Открываем книги и отправляемся в сказку.

Давайте прочитаем, как начинается сказка (1 абз.) - А вы были за городом?

Рисуя красивый пейзаж, сказочник как бы проводит сравнение, сопоставляет. Среди этой прекрасной, красивой природы появляется гадкий утёнок.

Каким оказался по мнению утки последний утёнок? Найдите в тексте. (стр. 202, 4 абз. сверху)

Как вы понимаете слово гадкий?

Давайте посмотрим в словаре. Слайд 13

Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение.

Слайды 14, 15 - Посмотрите на иллюстрацию. Вместе с этим гадким утёнком мы сегодня как бы пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни.

Утёнок родился, что про него говорят? Какой он?

Слайд 16

  • гадкий
  • ужасный урод

Кто про него так сказал?

Должна ли была мама утка так говорить?

Что оправдывает её? (то, что она мачеха, утёнок не её сын)

1. Не такой как все

Давайте добавим это в характеристику.

Куда отправилась утка со своей семьёй? (к большой канаве)

Как утята учились плавать?

Как плавал серый утёнок? Найдите в тексте. (стр. 203 вверху)

Почему засомневалась утка? (утёнок хорошо плавал)

Что добавим ещё в характеристику утёнка? (хорошо плавает)

  • гадкий
  • ужасный урод
  • хорошо плавает

Найдите отрывок в тексте, в котором утка знакомит с обитателями птичьего двора. Как по-другому называет утка птичий двор? Прочитайте. (стр. 203, во 2 абз.)

Как вы понимаете слово общество?

Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову С. И. Ожегов.

Слайд 18

Общество -

Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора? Какой он?

Давайте дополним нашу характеристику

Слайд 19

  • большой и несуразный
  • бедняга
  • слишком велик

Что сказала мама утка?

Слайд 20

  • некрасив, но у него доброе сердце

Как относились к серому утёнку жители двора?

Почему они так относились?

Имели ли они все на это право?

Это говорили животные, а может люди относились к утёнку по другому?

Как вы относитесь к девочке, кормящей кур?- Что сказала мать и родные братья и сёстры. Найдите в тексте. (стр. 205 посл. абз).

Что произошло с уткой, почему она опять так изменилась? (дело не в утке, а в обитателях птичьего двора…)

Почему убежал утёнок с птичьего двора?

Как вы думаете, почему утёнок молча и терпеливо сносил все обиды и унижения? Ведь он был крупнее, сильнее многих обитателей птичьего двора? Разве нельзя было больно клюнуть молодого петушка, или ущипнуть ту же птичницу?

Как можно назвать этот этап жизни утёнка?

2. Унижение

Какой выход нашёл для себя утёнок? Почему?

Куда убежал утёнок с птичьего двора?(на болото)

Что-то изменилось в его жизни?

Что сказали про него дикие утки? Найдите в тексте (стр. 206, 4 абз. снизу)

Учитель: он опять почувствовал себя отверженным.

Как говорят о нём гуси? (ты такой чудной, забавен)

Был ли рад хоть один раз утёнок своему безобразию? Когда? Найдите в тексте. (стр. 207, 4 абз. снизу)

Почему не остался утёнок жить на болоте? (одиночество)

Какой ещё этап жизни мы проследили?

3. Одиночество

Какой выход нашёл для себя утёнок?

Куда он убежал? Найдите эту часть в тексте.

Давайте прочитаем её в лицах.

Какими были кот и курица?

Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.

Что дают понять утёнку курица и кот? (Если не можешь нести яйца….. тебе здесь не место)

Почему утёнку пришлось уйти из избушки, где можно было безобидно и сыто провести остаток жизни? (ограничен в свободе)

Какой этап жизни утёнка мы проследили?

4. Ограничение в свободе. Непонимание

Куда уходит утёнок? (куда глаза глядят)

Что пришлось испытать утёнку? (голод, холод)

Какой ещё выделим этап жизни утёнка?

5. Холод, голод

Почему, увидев красивых птиц утёнок не позавидовал им?

Что ещё можно добавить в характеристику героя?

Слайд 21 не завистлив

Что испытывал утёнок, перенеся такие тяжёлые жизненные испытания, увидев красивых птиц?

Учитель зачитывает текст (стр. 211 Он не мог…. Красивым как они)

- Он был рад-радёхонек, если хоть утки не отталкивали его от себя. Бедный гадкий утёнок!

Что произошло с наступлением зимы?

Как назовём этот этап жизни утёнка?

6. Чуть не умер

Почему утёнок ушёл от крестьянина? (потерял веру в добро)

Учитель: но вот пришла весна. Найдите в тексте, что подумал утёнок, когда увидел прекрасных птиц? (стр. 213, 2абз сверху)

Как можно назвать этот этап жизни?

7. Желание умереть

Кем стал утёнок?

Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? Почему утёнок испытывает такое сильное чувство счастья? Найдите в тексте. (стр. 213. посл. абз.)

Какой он теперь, что про него говорят?

Слайд 22

  • крепкий
  • большой

Слайд 23

  • красивее всех

Слайд 24

  • молоденький

Слайд 25

  • Прелестный

Слайд 26

  • Счастливый

Слайд 27

  • самый прекрасный среди прекрасных лебедей

Прощает ли утёнок своих обидчиков? Подтвердите словами из текста. (стр. 214, последн. абз)

Что значит ликующий крик? (торжественный, восторженный, радостный )

Давайте посмотрим, каким был утёнок сначала, а каким стал потом.

5. Вывод

Ребята, как вы понимаете, что такое красота внешняя и внутренняя?

Власова И. В. № 219-720-626

Учитель: Все те, с кем встречался утёнок, не были уродами, некрасивыми, но обладали такими чертами характера как злоба, зависть, черствость. В них не было внутренней красоты, душевной.

А нашего героя, который был внешне неприятен, ужасный урод автор вознаградил. Он стал прекрасным лебедем. За что?

Как вы считаете, а в жизни такое может быть?

Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой?

  • Самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид.
  • Кто много страдал, но не озлобился, тот достигает счастья.
  • Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.
  • Нельзя высмеивать недостатки других.
  • Добро всегда побеждает зло.
  • Человек может быть красив не только внешне, но и красив душой, поступками. Если человек красив душой, то его недостатков люди не замечают, если узнают его лучше.

6. Домашнее задание

Учебник стр.215 вопрос №7

7. Итог урока

Прочитайте пословицы и выберите те, которые подойдут к этой сказке

Слайд 30 Красивый вид человека не портит.

  • Некрасив собой, но красив душой.
  • Суди не по внешности, а суди по делам.
  • Кому, что идёт, то и красиво.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Объясните их смысл.

    Как сказочник относится к своему герою?

    Г. Х. Андерсену в своей жизни пришлось тоже нелегко. Но он смог из гадкого утёнка превратится в прекрасного лебедя и написать много сказок для детей. Жизнь его тоже оказалась нелёгкой.

    Сообщение ребёнка Слайды 31 - 39

    Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

    Родился он в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника.

    Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны.

    Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив.

    Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывал всякие истории.

    Над ним потешались и дразнили фантазёром.

    Но Ганс Христиан Андерсен вырос и стал писателем.

    Слайд 1

    Диафильм, созданный учениками 3 класса Б по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»
    Тарасова Виктория

    Слайд 2

    Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озера. Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля - от стен дома до самой воды - заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост.
    Жамакочян Офелия

    Слайд 3

    Апархов Владик
    Жамакочян Офелия
    В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали, - другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею.

    Слайд 4

    Садикжанова Муслима
    Наконец яичные скорлупки затрещали. Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки. - Пип, пип! - сказали они. - Кряк, кряк! - ответила утка. - Поторапливайтесь! Утята выкарабкались кое-как из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зеленые листья лопуха. Мать не мешала им - зеленый цвет полезен для глаз. - Ах, как велик мир! - сказали утята. Еще бы! Теперь им было куда просторнее, чем в скорлупе.

    Слайд 5

    Тарасова Виктория
    Кобилова Зарина
    - Уж не думаете ли вы, что тут и весь мир? - сказала мать. - Какое там! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, за поле... Но, по правде говоря, там я отроду не бывала!.. Ну что, все уже выбрались? - Иона поднялась на ноги. - Ах нет, еще не все... Самое большое яйцо целехонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю терпение. И она уселась опять.

    Слайд 6

    Новрузова Хокума
    - Ну, как дела? - спросила старая утка, просунув голову в чащу лопуха. - Да вот, с одним яйцом никак не могу справиться, - сказала молодая утка. - Сижу, сижу, а оно всё не лопается. Зато посмотри на тех малюток, что уже вылупились. Просто прелесть! Все, как один, - в отца! А он-то, негодный, даже не навестил меня ни разу! - Постой, покажи-ка мне сперва то яйцо, которое не лопается, - сказала старая утка. - Уж не индюшечье ли оно, чего доброго? Ну да, конечно!.. Вот точно так же и меня однажды провели. А сколько хлопот было у меня потом с этими индюшатами! Ты не поверишь: они до того боятся воды, что их и не загонишь в канаву. Уж я и шипела, и крякала, и просто толкала их в воду, - не идут, да и только. Дай-ка я еще раз взгляну. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи своих деток плавать!

    Слайд 7

    Жамакочян Офелия
    Кобилова Зарина
    - Нет, я, пожалуй, посижу, - сказала молодая утка. - Уж столько терпела, что можно еще немного потерпеть. - Ну и сиди! - сказала старая утка и ушла. И вот наконец большое яйцо треснуло. - Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из скорлупы. Но какой же он был большой и гадкий! Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями. - Ужасный урод! - сказала она. - И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это в самом деле? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!

    Слайд 8

    Кудрявцев Андрей
    На другой день погода стояла чудесная, зеленый лопух был залит солнцем. Утка со всей своей семьей отправилась к канаве. Бултых! - и она очутилась в воде. - Кряк-кряк! За мной! Живо! - позвала она, и утята один за другим тоже бултыхнулись в воду. Сначала вода покрыла их с головой, но они сейчас же вынырнули и отлично поплыли вперед. Лапки у них так и заработали, так и заработали. Даже гадкий серый утёнок не отставал от других. - Какой же это индюшонок? - сказала утка. - Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе не так дурен, если хорошенько присмотреться к нему. Ну, .живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество - мы отправимся на птичий двор. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!

    Слайд 9

    Скоро утка со всем своим выводком добралась до птичьего двора. Бог ты мой! Что тут был за шум! Два утиных семейства дрались из-за головки угря. И в конце концов эта головка досталась кошке. - Вот так всегда и бывает в жизни! - сказала утка и облизнула язычком клюв - она и сама была не прочь отведать угриной головки. - Ну, ну, шевелите лапками! - скомандовала она, поворачиваясь к утятам. - Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток! До чего красиво! Это высшее отличие, какого только может удостоиться утка. Это значит, что ее не хотят потерять, - по этому лоскутку ее сразу узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утенок должен выворачивать лапки наружу. Вот так! Смотрите. Теперь наклоните головки и скажите: “Кряк!”
    Карпова Анна

    Слайд 10

    Новрузов Фируз
    Утята так и сделали. Но другие утки оглядели их и громко заговорили: - Ну вот, еще целая орава! Точно без них нас мало было! А один-то какой гадкий! Этого уж мы никак не потерпим! И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. - Оставьте его! - сказала утка-мать. - Ведь он вам ничего не сделал! - Положим, что так. Но какой-то он большой и несуразный! - прошипела злая утка. - Не мешает его немного проучить. А знатная утка с красным лоскутком на лапке сказала: - Славные у тебя детки! Все очень, очень милы, кроме одного, пожалуй... Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать. - Это никак невозможно, ваша милость! - ответила утка-мать. - Он некрасив - это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать - лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце и потому немного перерос. - И она разгладила клювом перышки на его спине. - Кроме того, он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь. - Остальные утята очень, очень милы! - сказала знатная утка. - Ну, будьте как дома, а если найдете угриную головку, можете принести ее мне.

    Слайд 11

    И вот утята стали вести себя как дома. Только бедному утенку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры. - Слишком велик! - говорили они. А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же было ему уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеется над ним!
    Карпова Анна
    Садикжанов Самаридин
    Карпова Анна

    Слайд 12

    Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты. Маленькие птички, сидевшие на ветках, разом вспорхнули и разлетелись в разные стороны. "Это оттого, что я такой гадкий", - подумал утенок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда. Он бежал до тех пор. пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Тут он провел всю ночь. Бедный утенок устал, и ему было очень грустно.
    Чурашова Земфира

    Слайд 13

    Ларионова Дарья
    Утром дикие утки проснулись в своих гнездах и увидали нового товарища. - Это что за птица? - спросили они. Утенок вертелся и кланялся во все стороны, как умел. - Ну и гадкий же ты! - сказали дикие утки. - Впрочем, нам до этого нет никакого дела, только бы ты не лез к нам в родню. Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, - о большем он и не мечтал. Так просидел он в болоте два дня. На третий день туда прилетели два диких гусака. Они совсем недавно научились летать и поэтому очень важничали. - Слушай, дружище! - сказали они. - Ты такой чудной, что на тебя смотреть весело. Хочешь дружить с нами? Мы птицы вольные - куда хотим, туда и летим. Здесь поблизости есть еще болото, там живут премиленькие дикие гусыни-барышни. Они умеют говорить: "Рап! Рап!" Ты так забавен, что, чего доброго, будешь иметь у них большой успех.

    Слайд 14

    Пиф! Паф! - раздалось вдруг над болотом, и оба гусака упали в камыши мертвыми, а вода покраснела от крови. Пиф! Паф! - раздалось опять, и целая стая диких гусей поднялась над болотом. Выстрел гремел за выстрелом. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые из них забрались на деревья и вели стрельбу сверху. Голубой дым облаками окутывал вершины деревьев и стлался над водой. По болоту рыскали охотничьи собаки. Только и слышно было: шлёп-шлёп! И камыш раскачивался из стороны в сторону. Бедный утенок от страха был ни жив ни мертв. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним выросла охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она посмотрела на утенка, оскалила острые зубы и - шлёп-шлёп! - побежала дальше. "Кажется, пронесло, - подумал утенок и перевел дух. - Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!"
    И он притаился в камышах. А над головою его то и дело свистела дробь, раздавались выстрелы. Пальба стихла только к вечеру, но утенок долго еще боялся пошевельнуться. Прошло несколько часов. Наконец он осмелился встать, осторожно огляделся вокруг и пустился бежать дальше по полям и лугам. Дул такой сильный встречный ветер, что утенок еле-еле передвигал лапками.
    Третьяков Кирилл

    Слайд 15

    К ночи он добрался до маленькой убогой избушки. Избушка до того обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, потому и держалась. Ветер так и подхватывал утенка, - приходилось прижиматься к самой земле, чтобы не унесло. К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и так перекосилась, что сквозь щель можно легко пробраться внутрь. И утенок пробрался. В избушке жила старуха со своей курицей и котом. Кота она звала Сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже сыпать искрами, но для этого надо было погладить его против шерсти. У курицы были маленькие коротенькие ножки, и потому ее так и прозвали Коротконожкой. Она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку. Утром утенка заметили. Кот начал мурлыкать, а курица кудахтать. - Что там такое? - спросила старушка. Она поглядела кругом и увидела в углу утенка, но сослепу приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому. - Вот так находка! - сказала старушка. - Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. И она решила оставить бездомную птицу у себя. Но прошло недели три, а яиц всё не было. Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой - курица. Оба они всегда говорили: “Мы и весь свет!” Они считали самих себя половиной всего света, и притом лучшей половиной. Утенку, правда, казалось, что на сей счет можно быть другого мнения. Но курица этого не допускала. - Умеешь ты нести яйца? - спросила она утенка. - Нет! - Так и держи язык на привязи! А кот спросил: - Умеешь ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать? - Нет! Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди! И утенок сидел в углу, нахохлившись.

    Слайд 16

    Утенок ушел. Он жил на озере, плавал и нырял вниз головой, но все вокруг по-прежнему смеялись над ним и называли его гадким и безобразным. А между тем настала осень. Листья на деревьях пожелтели и побурели. Они так и сыпались с ветвей, а ветер подхватывал их и кружил по воздуху. Стало очень холодно. Тяжелые тучи сеяли на землю то град, то снег. Даже ворон, сидя на изгороди, каркал от холода во все горло. Брр! Замерзнешь при одной мысли о такой стуже! Плохо приходилось бедному утенку. Раз под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных, больших птиц. Таких красивых птиц утенок никогда еще не видел - все белые как снег, с длинными гибкими шеями...
    Дмитриева Татьяна

    Слайд 17

    Это были лебеди. Их крик был похож на звуки трубы. Они распростерли свои широкие, могучие крылья и полетели с холодных лугов в теплые края, за синие моря... Вот уж они поднялись высоко-высоко, а бедный утенок всё смотрел им вслед, и какая-то непонятная тревога охватила его. Он завертелся в воде, как волчок, вытянул шею и тоже закричал, да так громко и странно, что сам испугался. Он не мог оторвать глаз от этих прекрасных птиц, а когда они совсем скрылись из виду, он нырнул на самое дно, потом выплыл опять и все-таки долго еще не мог опомниться. Утенок не знал, как зовут этих птиц, не знал, куда они летят, но полюбил их. как не любил до сих пор никого на свете. Красоте их он не завидовал. Ему и в голову не приходило, что он может быть таким же красивым, как они.

    Слайд 18

    Слайд 19

    В это время в сад прибежали дети. Они стали бросать лебедям кусочки хлеба и зерно, а самый младший из них закричал: - Новый прилетел! Новый прилетел! И все остальные подхватили: - Да, новый, новый! Дети хлопали в ладоши и плясали от радости. Потом они побежали за отцом с матерью и опять стали бросать в воду кусочки хлеба и пирожного. И дети и взрослые говорили: - Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!
    Кобилова Зарина
    Сайпудинова Патина

    Слайд 20

    И старые лебеди склонили перед ним головы. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его. Но всё это было позади. Теперь люди говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей. Сирень склоняет к нему в воду душистые ветки, а солнышко ласкает своими теплыми лучами... И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: - Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!
    Кисель Илья
    Кастарбеков Эрлан

    «Литературная сказка» - Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Русская народная сказка «Сивка-Бурка». А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912гг.). Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. «Серая Шейка». Русские народные. Присказки. Литературные. Сказки. Литературные сказки.

    «Андерсен и его сказки» - Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена. Сказка «Стойкий оловянный солдатик». Вопросы от мудрой совы. О чём говорят первые слова солдатика? В сказке следующие герои: На что решилась русалочка, ради любви к принцу? Сапожники бывают разные: богатые и бедные. Чему учат сказки Г. Андерсена? Что увидела самая младшая сестра?

    «Сказки для ребёнка» - Почему нужно беречь и охранять природу? ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Какая боль сильнее: тела или души? «Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский. Вопросы к Земле: Почему на Земле так много грустных деревьев? По делам и награда… Тебя закрыла туча. Кто вам симпатичнее? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке?

    «Волшебные сказки» - Исходное существование запрета. Постоянные эпитеты. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Сравнения Сел Иван на волка. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить. Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.

    «Урок Сказка» - По всему известна свету Луковиц семья: Чиполлуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, Чиполлото И, конечно, я! Урок обобщения. Ждёт вас впереди весёлая викторина. В голове моей опилки, Но Шумелки и Вопилки (А также Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки и так далее) Сочиняю я неплохо И-ног-да! Сколько мне лет? Любят сказки все на свете, Любят взрослые и дети, Сказки тайну открывают, Деток в гости приглашают.

    «Герой сказки» - Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Ну, что ж, как сказал первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин: «Поехали!». Месяц постепенно превращается в полную луну. Герои сказки «Репка». Считается, что волшебные сказки учат мудрости. Герои сказки «Курочка Ряба». Яйцо как планета солнечной системы…

    Г.Х Андерсен «Гадкий утёнок»

    Цели урока

      раскрыть идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения;

      развивать речь, мышление, память, аналитико-синтетические навыки учащихся, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи;

      прививать интерес к чтению
    Ход урока

    1)Речевая разминка:

    Вдоль по речке,по водице

    Плывёт лодок вереница.

    Впереди корабль идёт,

    За собою всех ведёт(Утка с утятами)

    1.Отгадать загадку

    2) Работа над пословицами( работа в группах )

    Стоишь высоко -не гордись, стоишь низко не гнись. (Первая показывает, как над утёнком все смеялись, унижали и обижали его кто как мог)

    Каждый знает настолько, насколько ему хватает разума.( Вторая говорит о том, как все кто был, узнаваемого вида, тот и зазнавался.хотя гордиться- то было нечем.)

    Кому повезло, тот и зазнался.( Третья учит нас не гнуться,не ломаться от тех неудач или несчастий, которые выпадают на нашу долю)

    3)Проверка дом.задания:

    6.Житель избушки?(кот)

    Какое ключевое слово у вас появилось? КРАСОТА

    3)Постановка учебной задачи

    Ребята, как вы считаете, что такое красота? Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов

    КРАСОТА-всё красивое, прекрасное, всё то,что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

    А красивый, это какой?

    КРАСИВЫЙ-доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом,гармоничностью,стройностью,прекрасный.

    Как вы считаете,если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём?

    Учитель: Значит мы говорим о красоте внешней и внутренней.

    О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту?(по поступкам и делам)

    Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей сказке.

    4.Совместный поиск решений:

    Отправляемся в сказку.

    (работа в парах)

    «В чаще лопуха густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. редко плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею. »

    • стр 204 )

      Как плавал утёнок? Стр 203

      Как можно назвать этот этап?

    1этап.Унижение.

      стр.206 )

      стр207)

    2этап.Одиночество.

    стр 208

    3этап.Непонимание.

    стр 213

    4этап.Желание умереть.

      стр214

    Кто много страдал но не озлобился, тот достигает счастья.

    Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.

    Нельзя высмеивать недостатки других.

    Добро всегда побеждает зло.

    Домашнее задание

    Каким оказался по мнению утки последний утёнок?(стр 204 ) Посмотрите на иллюстрацию, которую нам нарисовал Васиф. Вместе с этим гадким утёнком мы попробуем пройти этапы всей его жизни. Каждый зтап попробуем охарактеризовать. -Должна ли мама утка так говорить про утёнка? -Как плавал утёнок? Стр 203 Найдите отрывок в тексте, в котором утка знакомит с обитателями птичьего двора. Как по другому называет утка птичий двор? Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора? Что сказала мама?(доброе сердце) Имели ли права так относиться к утёнку? А только ли животные так плохо к нему относились? Как вы думаете,почему утёнок стойко сносил все унижения.Ведь он был крупнее, сильнее многих? Как можно назвать этот этап? 1этап.Унижение. Дальше утёнок убегает с птичьего двора и попадает на болото. Что сказали про него дикие утки?(стр.206 ) Был ли рад хоть один раз утёнок своему безобразию?(стр207) Какой этап жизни мы проследили? 2этап.Одиночество. Какой выход нашёл для себя утёнок?Куда он убежал? Давайте прочитаем этот эпизод по ролям.(курица,утёнок,старуха,кот) стр 208 Какой зтап в жизни утёнка мы проследили? 3этап.Непонимание. Куда уходит утёнок (Куда глаза глядят) (Чтение сказки дальше.Аудиозапись.) Что подумал утёнок, когда увидел прекрасных птиц? стр 213 4этап.Желание умереть. Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? 5этап.Сильное чувство счастья. Прощает ли утёнок своих обидчиков? стр214 Как Сказочник Андерсен относится к своему герою? Вывод: Какой моральный урок получили при чтении сказки? -Самое главное доброта,а не внешний вид. Кто много страдал но не озлобился, тот достигает счастья. Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам. Нельзя высмеивать недостатки других. Добро всегда побеждает зло. Домашнее задание Придумать рассказ: Как жилось утёнку зимой

    1.Главный герой сказки?(утёнок)

    2.Какого цвета он был?(серый)

    3. «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! -кто так сказал?»(утка)

    4.Как называла старуха кота?(сыночек)

    5.Время года, когда появились на свет утята?(лето)

    6.Житель избушки?(кот)

    7.Кого называли коротконожкой?(курица)

    «В чаще _______ было так же глухо и дико, как в _______ . Сидела она уже давно,и ей это занятие порядком надоело.К тому же её _______ навещали,-другим уткам больше нравилось _________ по канавкам, чем сидеть в _______ да ________ вместе с нею. »

    1.у

    Унижение




    Андерсен единодушно считается лучшим сказочником мира. Датский писатель с юных лет ждал настоящих чудес: «Жизнь моя настоящая сказка, богатая событиями, прекрасная!» – говорил он. С помощью приема иносказания Андерсен превращает жизненные истории в истории сказочные – сентиментальные и красивые. В его чудесных сказках: «Дюймовочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок» и других – так причудливо переплелись сама жизнь и волшебство.


    Задумаемся над сказкой «Гадкий утенок». Ведь в ней под видом животных и птиц великий сказочник изобразил людей. Птичий двор – мир его обитателей. Но их мирок ограничен, поэтому ограничены и сами птицы – они не видят ничего дальше собственного клюва. Почему утенка все обижают и ругают его гадким? Да потому что он не похож на них, он не такой как все остальные.




    Итак, не смея даже мечтать о том, «гадкий» утенок превращается в лебедя. Но прежде, чем увидеть мир глазами прекрасной птицы, ему предстояло совершить три маленьких сказочных подвига: смело пуститься в путь навстречу испытаниям. (Так он породнился с героями народной сказки: ведь сказочное счастье обретается только в конце пути).


    Затем обрести свое собственное видение мира. И, наконец, третий – это подвиг самопожертвования ради красоты: ведь утенок был готов умереть за счастье хоть немного побыть рядом с прекрасными птицами. Смысл сказки о гадком утенке в скрытой морали – когда что-то любишь больше себя, больше собственной жизни, тогда даже смерть не имеет над тобой полной власти.


    В доброй и веселой сказке Андерсена «Огниво» показаны приключения солдата – бравого и находчивого. Возвращаясь домой, солдат находит старое волшебное огниво в ведьмином подземелье. С помощью волшебства, а также благодаря собственной смекалке, герой спасается от смерти, а прекрасная принцесса становится его невестой.